КРИК СОЛНЦА
Три истории о людях, которые
борются за Мариуполь
КРИК СОЛНЦА
Три истории о людях, которые борются за Мариуполь
#Підпалюй!
Большой мультимедийный спецпроект про чейндж-мейкеров, активистов и активисток, которые своими инициативами меняют города, протестуют против провинциальности через культуру и инновационные подходы, и вдохновляют других. Мы рассказываем 30 уникальных историй через серию op-doc (документальные репортажи с художественными элементами) и мультимедийных репортажей.

Подписывайтесь на новости о проекте в нашем
Facebook, Instagram, Twitter и Тelegram.
Спецпроект выполняется в рамках проекта «Укрепление общественного доверия» (UCBI), финансируемого Агентством США по международному развитию (USAID).
Опубликовано: 14.12.2018
Текст: Катерина Сергацкова
Фото: Андрей Бойко
Мультимедиа: Богдан Кинащук, Николай Дондюк
Верстка: Наталья Самсонова


Внимание!
Выбор героев и стиль повествования
может не совпадать с вашими ожиданиями.

Этот город можно угадать с первых нот. В нем никогда не бывает тихо. Его саундтрек – как будто в небо взлетает десяток вертолетов. Так звучат заводы, десятки лет назад проросшие в тело города.

Мариуполь проступает сквозь туман. У этого тумана есть свой запах, и любой, кто хоть раз здесь был, узнает его: смесь сероводорода и металла. Туман, конечно, ненастоящий: это выбросы с заводов «Азовсталь» и меткомбината им. Ильича. Ты продираешься сквозь туман и думаешь только о том, как здорово, что ты здесь не живешь. А кто-то – живет.

Дмитрий Чичера – общественный активист. До «русской весны» он работал главным инженером на одном из здешних предприятий, а по вечерам руководил фотошколой. В мае 2014-го Мариуполь захватили люди, желавшие сделать из города часть «Донецкой народной республики». Дмитрию довелось тогда спасать раненых. С тех пор жизнь Чичеры, как и многих местных, кардинально изменилась. Он начал ценить свой город и сражаться за него.
Дмитрий Чичера, 43 года

Хотите увидеть больше? Смотрите наш документальный репортаж и подписывайтесь на канал YouTube
Этот город можно угадать с первых нот. В нем никогда не бывает тихо. Его саундтрек – как будто в небо взлетает десяток вертолетов. Так звучат заводы, десятки лет назад проросшие в тело города.


Мариуполь проступает сквозь туман. У этого тумана есть свой запах, и любой, кто хоть раз здесь был, узнает его: смесь сероводорода и металла. Туман, конечно, ненастоящий: это выбросы с заводов «Азовсталь» и меткомбината им. Ильича. Ты продираешься сквозь туман и думаешь только о том, как здорово, что ты здесь не живешь. А кто-то – живет.

Дмитрий Чичера – общественный активист. До «русской весны» он работал главным инженером на одном из здешних предприятий, а по вечерам руководил фотошколой. В мае 2014-го Мариуполь захватили люди, желавшие сделать из города часть «Донецкой народной республики». Дмитрию довелось тогда спасать раненых. С тех пор жизнь Чичеры, как и многих местных, кардинально изменилась. Он начал ценить свой город и сражаться за него.
Это место называется Шлакогора. Издалека можно принять за вполне крымский пейзаж, но в реальности гора целиком состоит из вредного для окружающей среды шлака, который образуется в результате выработки кокса. Местные рассказывают, что иногда его отгружают в села, чтобы проложить дорогу вместо асфальта.
Это место называется Шлакогора. Издалека можно принять за вполне крымский пейзаж, но в реальности гора целиком состоит из вредного для окружающей среды шлака, который образуется в результате выработки кокса. Местные рассказывают, что иногда его отгружают в села, чтобы проложить дорогу вместо асфальта.
Инженер

Если смотреть на Мариуполь с Пост-моста (так называется мост через реку Кальмиус, связывающий правобережную и левобережную части), то можно увидеть, как в городское пространство вгрызается железный осьминог. Это одно из двух ключевых предприятий Приазовья – завод «Азовсталь».
Инженер
Если смотреть на Мариуполь с Пост-моста (так называется мост через реку Кальмиус, связывающий правобережную и левобережную части), то можно увидеть, как в городское пространство вгрызается железный осьминог. Это одно из двух ключевых предприятий Приазовья – завод «Азовсталь».

Мариуполь стоит на берегу Азовского моря, но летом мало кто рискует здесь купаться из-за экологической ситуации. А на некоторых пляжах можно встретить табличку «Заминировано».

Возле проходной запах сероводорода с металлом усиливается. Ирония: выбросы, которые руководство предприятия старается скрывать, больше всего заметны именно с фасада.

Внутри завода – магия.

То, с какой ритмичностью раскаленный сляб бежит на раскатку по конвейерной линии, и сопровождающий этот процесс звук – как будто все вокруг рушится и тут же собирается вновь – способно загипнотизировать любого, кто попал в сердце завода впервые.

«Один из главных здешних мифов – это то, что Мариуполь в принципе не существует без двух предприятий: комбинатов Ильича и «Азовсталь», – рассказывает бывший инженер Чичера. – Но Мариуполю 240 лет, а самому старому заводу – не больше 130 лет. Значит, это не город появился благодаря заводам, а наоборот, заводы построили, потому что город уже существовал».

Чичера многое пережил.

Тогда, в 2014-м, Дмитрий бросил инженерную должность и стал волонтером: ездил на передовую, в Широкино, привозил военным одежду, оборудование, еду, открыл волонтерский центр и большую часть времени проводил, координируя других волонтеров и меценатов.

Он повзрослел вместе с городом. В 2016-м запустил Мариупольскую ассоциацию предпринимателей, которая развивает бизнес-потенциал города и проводит встречи бизнесменов.

А еще – открыл общественное пространство «Халабуда», которое знает каждый более-менее активный горожанин.
«Один из главных здешних мифов – это то, что Мариуполь в принципе не существует без двух предприятий: комбинатов Ильича и «Азовсталь», – рассказывает бывший инженер Чичера. – Но Мариуполю 240 лет, а самому старому заводу – не больше 130 лет. Значит, это не город появился благодаря заводам, а наоборот, заводы построили, потому что город уже существовал».

Чичера многое пережил.

Тогда, в 2014-м, Дмитрий бросил инженерную должность и стал волонтером: ездил на передовую, в Широкино, привозил военным одежду, оборудование, еду, открыл волонтерский центр и большую часть времени проводил, координируя других волонтеров и меценатов.

Он повзрослел вместе с городом. В 2016-м запустил Мариупольскую ассоциацию предпринимателей, которая развивает бизнес-потенциал города и проводит встречи бизнесменов.

А еще – открыл общественное пространство «Халабуда», которое знает каждый более-менее активный горожанин.
Вокруг полно людей, которые критикуют, полно тех, кто наблюдает с дивана, и единицы что-то реально делают
Дмитрий Чичера
Халабуда

«Мы решили замутить что-то по принципу антикафе, – вспоминает Дмитрий. – Сняли помещение на 40 квадратов – на первой встрече даже встать негде было. Мы начали делать speaking club, тренинги проводить психологические. Люди устали от войны, а развлечений с интеллектуальным налетом было мало или не было вообще».
Халабуда
«Мы решили замутить что-то по принципу антикафе, – вспоминает Дмитрий. – Сняли помещение на 40 квадратов – на первой встрече даже встать негде было. Мы начали делать speaking club, тренинги проводить психологические. Люди устали от войны, а развлечений с интеллектуальным налетом было мало или не было вообще».
Вскоре «Халабуда» переехала в бывший спортзал на 350 квадратных метров в одном из непопулярных торговых центров.

Теперь это большое пространство, которое вмещает айтишников, общественных активистов, проектных менеджеров, дизайнеров, предпринимателей – всех, кто живет наперекор формуле «работа-магазин-дом». «Халабуда» организовывает форумы, конференции, лекции и работает как коворкинг и платформа для сотрудничества. Здесь же иногда проходят и собрания тех, кто борется против загрязнения окружающей среды. Среди них Чичера – один из самых активных.

Он из тех, по кому сложно сразу сказать, какой он.

Рассказывает о своем активизме так, будто это обыденность, будто ему одинаково важно, что происходит вокруг, и одинаково все равно. Свою работу он выполняет технично, спокойно, рационально. Как программа, задача которой – оградить систему от сбоев. Как завод.

Сляб обязан бежать по конвейерной линии, иначе он не раскатается в лист.

Кликни, чтобы перейти в сообщество

Дмитрий Чичера учится играть на ударных. Барабаны обычно стоят в офисе «Халабуды».

Хотите увидеть больше? Смотрите наш документальный репортаж и подписывайтесь на канал YouTube

«Вокруг полно людей, которые критикуют, полно тех, кто наблюдает с дивана, и единицы что-то реально делают, – спокойно говорит Дмитрий. – Так вот, изменения начинаются только тогда, когда кто-то что-то постоянно делает».

Быть активистом в Мариуполе – сложно.

Тебя могут легко принять за игрока в ворота чьих-то политических либо бизнес-интересов или – еще хуже – за проплаченного балабола. Честного активиста отличает от остальных довольно тонкая грань: никто не может сказать уверенно, на кого тот работает. Нет конечного бенефициара.

Особенно сложно быть активистом в Мариуполе, когда ты занимаешься проблемами экологии и напрямую требуешь закрыть заводы – уничтожить железного осьминога, отравляющего город. Дмитрий Чичера не одинок.
Под масками скрываются участники группы SunScream (Крик солнца) – один школьник и двое студентов-первокурсников. Защитные костюмы им одолжил сотрудник завода «Азовсталь», пожелавший сохранить анонимность.
Под масками скрываются участники группы SunScream (Крик солнца) - один школьник и двое студентов-первокурсников. Защитные костюмы им одолжил сотрудник завода "Азовсталь", пожелавший сохранить анонимность.
Учитель музыки
Учитель музыки Алексей Леонтьев вышел к зданию мариупольской мэрии 24 октября этого года. Чтобы напомнить городским властям о том, что они так и не отреагировали на большой сентябрьский экологический протест. Вместе с ним была группа подростков – музыкантов из группы SunScream (в переводе с англ. «Крик солнца»). Музыканты стали визуальным центром митинга: оделись в белые защитные заводские комбинезоны и противогазы, целый час барабанили по бочкам.
Учитель музыки

Учитель музыки Алексей Леонтьев вышел к зданию мариупольской мэрии 24 октября этого года. Чтобы напомнить городским властям о том, что они так и не отреагировали на большой сентябрьский экологический протест. Вместе с ним была группа подростков – музыкантов из группы SunScream (в переводе с англ. «Крик солнца»). Музыканты стали визуальным центром митинга: оделись в белые защитные заводские комбинезоны и противогазы, целый час барабанили по бочкам.
Алексея практически сразу задержали полицейские.

Заставили подписать протокол об административном нарушении со странной формулировкой: «За проведение несанкционированного митинга».
Алексея практически сразу задержали полицейские.

Заставили подписать протокол об административном нарушении со странной формулировкой: «За проведение несанкционированного митинга».

Алексей Леонтьев, 42 года

Хотите увидеть больше? Смотрите наш документальный репортаж и подписывайтесь на канал YouTube

«Это же Рашка так делает – за несанкционированные митинги, а у нас санкционировать ничего не нужно, да и какой же это митинг?!» – возмущается учитель музыки.

Леонтьев с семьей живет в Восточном – поселке на окраине Мариуполя, который стал известным во время обстрелов со стороны пророссийских боевиков в 2015 году. На некоторых многоэтажках до сих пор можно увидеть следы обстрелов. На выезде из Восточного стоит блокпост: несколько рядов покрашенных в красный «ежей» и табличка: «Запрещенная зона». Проезжать через этот блокпост можно только военным и людям со специальным разрешением.

«Дальше, – объясняет Алексей, – война».

«Массовые экологические протесты начались в Мариуполе в 2012 году, – продолжает он. – Тогда вышло очень много людей, около 10 тысяч. Но потом война отодвинула экологию на второе место. Мы испытали на себе и обстрелы и все прочее, но вы можете почувствовать своим носом: дышать становится все хуже, – вздыхает и продолжает: – Причины для протестов есть. Люди видят, что за это время кто-то разбогател, а кто-то – большинство – обнищали. Нищета порождает новые протесты».
Алексей Леонтьев стал одним из активистов движения «За экологически чистый Мариуполь», которое образовалось в мае этого года.

Он утверждает, что жители начали массово присоединяться к инициативе. С большинством из них он познакомился на сентябрьской акции. «Власти не отреагировали, – кипятится он. – Телевидение тоже. Как будто ничего не было. Некоторые говорили, что мы проплаченные. Кто-то сказал, что мы сепаратисты!»

В Мариуполе можно запросто быть обвиненным в чем угодно: здесь, рядом с линией разграничения, люди привыкли к тому, что никому нельзя доверять.

Кликни, чтобы перейти в сообщество
Когда-то я пошутил при местном чиновнике, придумал слоган: «Открой ФОП – закрой завод». Он шутки не понял
Дмитрий Чичера
Газовая камера
Дмитрий Чичера описывает Мариуполь жестко, двумя словами: «Газовая камера».

«В центре города делают ремонт, все очень красиво снаружи, но, как по мне, не принципиально, где нашим детям будет плохо дышать – в камере с ремонтом и пластиковыми окнами или в камере со старым асфальтом», – говорит он.
Газовая камера

Дмитрий Чичера описывает Мариуполь жестко, двумя словами: «Газовая камера».

«В центре города делают ремонт, все очень красиво снаружи, но, как по мне, не принципиально, где нашим детям будет плохо дышать – в камере с ремонтом и пластиковыми окнами или в камере со старым асфальтом», – говорит он.

На металлургических заводах Мариуполя работает около 6% всего населения, еще часть людей – на обслуживающих их компаниях. Мэр города – бывший инженер «Азовстали» и топ-менеджер меткомбината Ильича. Владелец обоих заводов – олигарх Ринат Ахметов. Весь город, по сути, находится в его руках.

За последние пару лет – с тех пор, как заработала реформа по децентрализации власти, – Мариуполь довольно сильно изменился внешне: бюджетные деньги пошли на кардинальный ремонт центральных улиц и площадей. Некоторые объекты сделаны гораздо качественнее, чем, например, в большинстве центральных локаций Киева, Харькова и Львова.

Но иногда этих изменений просто не видно из-за того самого заводского «тумана». Идея Чичеры, Леонтьева, других активистов в том, чтобы убрать заводы из города. Совсем.

Их аргумент – воздух. Контраргумент местных властей – рабочие места.

Сегодня на двух основных предприятиях работает около 6% населения города, и Чичера считает, что это не такой уж высокий процент, чтобы держаться за заводы как за единственный способ заработка.

«Когда-то я пошутил при местном чиновнике, придумал слоган: «Открой ФОП – закрой завод». Он шутки не понял, – смеется Чичера. – На самом деле, сегодня на заводе работает около 25 тысяч человек, и количество работников постоянно сокращается, поэтому надо уже сейчас начинать думать, куда их устраивать, каким образом их переобучать, чтобы они становились или предпринимателями, или осваивали новые специальности».

Все тем же спокойным голосом Чичера продолжает: «Говорить о Приазовье как о столице IT, может быть, рано, но если сюда полноценно инвестировать, то возможности для этого есть, – делает паузу и выдает: – Мариуполь может пройти ребрендинг».
Привлечь внимание Украины и мира» – сложно. Дело в том, что Мариуполь сегодня далековат как от мира, так и от Украины.
Дмитрий Чичера
Но сначала, считает Чичера, нужно привлечь внимание «Украины и мира» к экологической проблеме. Метинвест, по его словам, больше всего боится репутационных потерь на европейском рынке. Чтобы их продукцию продолжали покупать, они должны действовать по европейским стандартам, а пока что они их нарушают.

«Привлечь внимание Украины и мира» – сложно. Дело в том, что Мариуполь сегодня далековат как от мира, так и от Украины.
Но сначала, считает Чичера, нужно привлечь внимание «Украины и мира» к экологической проблеме. Метинвест, по его словам, больше всего боится репутационных потерь на европейском рынке. Чтобы их продукцию продолжали покупать, они должны действовать по европейским стандартам, а пока что они их нарушают.

«Привлечь внимание Украины и мира» – сложно. Дело в том, что Мариуполь сегодня далековат как от мира, так и от Украины.

Жители города прямо под проходной завода «Азовсталь» ловят в Кальмиусе пеленгас, который заходит сюда с моря. Улов продают на рынках.

«Кто вы? Шо? Куда? Откуда?» – выпаливает набор вопросов военный на блокпосту на въезде в Мариуполь. За блокпостом дорога ответвляется направо – туда, куда гражданским лицам нельзя, – в аэропорт. Когда-то из мариупольского аэропорта вылетали самолеты на Киев и ближневосточные курорты, а летом 2014-го, с началом войны, его заняли военные из добровольческих батальонов. Изящная мозаика в холле терминала была завешана портянками, полотенцами, простынями. Теперь здесь располагается база СБУ.

Мариупольцы уже начали забывать, каково это – иметь под боком свой аэропорт. Сегодня город от остального мира отделяет вечность: 18 часов на поезде до Киева, больше 30 – до Львова. Раньше можно было сесть на ночной поезд «Донецкий уголек» и доехать до Донецка. Сегодня же Мариуполь – такой себе остров. Который окружает опасность – оккупированные Россией территории.
Говорят, что Мариуполь –
это край Европы. А по мне,
с Мариуполя начинается Европа и Украина»
Диана Берг
Говорят, что Мариуполь –
это край Европы. А по мне, с Мариуполя начинается Европа и Украина»
Не местная
Если приехать в Мариуполь и абстрагироваться от контекста, можно подумать: большой живой город, можно жить. Но не покидает ощущение, что в этой картине что-то не так. Минометы.

Каждый день слышно, как с восточной стороны «прилетает». Местные не обращают на это внимания, они привыкли. Местные слышат эти звуки ежедневно уже четыре года. Звуки «прилетов» здесь настолько же обыденны, насколько вплетены в шум города звуки заводов.

Местные говорят: живем как на острове в океане, где в любой момент может случиться цунами, и его снесет под воду.
Не местная

Если приехать в Мариуполь и абстрагироваться от контекста, можно подумать: большой живой город, можно жить. Но не покидает ощущение, что в этой картине что-то не так. Минометы.
Каждый день слышно, как с восточной стороны «прилетает». Местные не обращают на это внимания, они привыкли. Местные слышат эти звуки ежедневно уже четыре года. Звуки «прилетов» здесь настолько же обыденны, насколько вплетены в шум города звуки заводов.

Местные говорят: живем как на острове в океане, где в любой момент может случиться цунами, и его снесет под воду.

Диана Берг – не местная. Вынужденная переселенка из Донецка.

Она вынуждена была бежать из родного Донецка весной 2014 года, после последней проукраинской публичной акции, которая прошла 28 апреля в центре донбасской столицы. Берг была одной из организаторок митингов с украинскими флагами в городе, который уже был под завязку забит агрессивными людьми с российскими флагами. Уехать ее подтолкнула реальная угроза расправы. Так она оказалась в Мариуполе – городе, который, как она говорит, терпеть не могла. Всегда старалась его объезжать.

Диана Берг, 38 лет

Хотите увидеть больше? Смотрите наш документальный репортаж и подписывайтесь на канал YouTube

В Мариуполе реальные новости - например, про эскалацию конфликта на оккупированных территориях Донбасса, - часто смешиваются со слухами. Местные жители очень чувствительны к теме российской агрессии: российские войска находятся и на востоке от города, и на юге, по морской границе.

А потом внезапно полюбила.

«Села в машину и, знаете, как у Стуса – «на Схід на Схід, на Схід…», – вспоминает она. – И приехали. А дальше – Раша уже. Ну, войска стоят. Приехала как раз, когда здесь было очень жёстко. Мариуполь уже два месяца был под ДНР, летом их оттеснили, но, тем не менее, было очень опасно, отсюда все тикали, убегала милиция. СБУ все выехало, а мы такие приехали, ну, типа: «Привет, шо-то надо делать».

«Шо-то» довольно быстро вырисовалось.

В Мариуполе никогда не было неофициальной культуры. Как говорит Диана: «Было слепое пятно: три ДК, театр и три музея». Ни галерей, ни открытых мастерских, ни общественных пространств и мест для дискуссий – чисто поле».

Продолжает: «В 14-м это не было приоритетом, конечно. Был приоритет – выжить, выстоять, не допустить агрессии. Но мы понимали, что без развития в культурном плане тоже долго не получится, нельзя жить только войной. И вот однажды наши друзья из львовского театра Леся Курбаса сказали: «А мы хотим приехать! Без денег, просто так. Хотим в Марике показать два спектакля». Представьте: сюда не ездил ни президент, ни министр какой, никто, потому что очень опасно было, а театр Леся Курбаса из Львова взял и приехал! А потом приехала Марьяна Садовская, потом приехал Жадан, Андрухович… Все начали сюда приезжать! Артисты, художники как-то чутко чувствуют, когда где-то нужна поддержка. И все – так получилось – происходило через меня».
Диана курит, прищуривая глаза, как бы целясь куда-то далеко вперед.

Наше общение с ней началось возле здания, известного как «Платформа ТЮ» – детище Дианы Берг. Это, кажется, единственное здание в Мариуполе, чей фасад выкрашен в черный. Черный дом в украинской провинции сам по себе становится формой протеста. Дома не должны быть черными. Темными – могут, а черными – ни в коем случае. Черный здесь – цвет ритуальных услуг, и никак иначе. Но «ТЮ» – это пространство для современного искусства и дискуссий, которое сделала Берг, чтобы убедить Мариуполь, что он может быть другим.

Диана называет это так: «Несется».
Диана курит, прищуривая глаза, как бы целясь куда-то далеко вперед.

Наше общение с ней началось возле здания, известного как «Платформа ТЮ» – детище Дианы Берг. Это, кажется, единственное здание в Мариуполе, чей фасад выкрашен в черный. Черный дом в украинской провинции сам по себе становится формой протеста. Дома не должны быть черными. Темными – могут, а черными – ни в коем случае. Черный здесь – цвет ритуальных услуг, и никак иначе. Но «ТЮ» – это пространство для современного искусства и дискуссий, которое сделала Берг, чтобы убедить Мариуполь, что он может быть другим.

Диана называет это так: «Несется».
Два года «Платформа ТЮ» жила как бы виртуально. Своего помещения не было, было просто желание что-то делать. Точнее, не желание даже, а внутренняя необходимость. Неслось-неслось два года, и в 2016-м появилась своя локация, этот самый дом, который сразу же покрасили в черный, чтобы обозначить, где конкретно концентрируется свобода.

Здесь может выступить Сергей Жадан с «Собаками», может сыграть сет диджей Сутенер, может приехать Space Spice Boy, может развернуться целый «Гогольфест». Вообще, может произойти все, что угодно, что не будет похоже на то, что когда-либо видел Мариуполь.

Такая миссия у «ТЮ» – показывать то, что больше никто не покажет.

«Нас по-разному называют: начиная от того, что это гей-клуб какой-то, что здесь собираются извращенцы, что это наркоманский притон… – говорит Диана и характерно так ухмыляется, как будто журит детей, намалевавших на заборе неприличное слово. – Но на самом деле те, кто к нам приходят, говорят, что только здесь они могут чувствовать себя свободно. Есть ребята, молодёжь местная, которые сидят только у нас. Они не могут пойти куда-то, в других местах в городе они себя чувствуют неуютно, потому что выглядят как-то не так. У кого-то дреды, у кого-то… Пацан, допустим, красит глаза тенями. А в «ТЮ» принимают всех, всех уважают, независимо от каких-то признаков, гендерной идентичности, сексуальной ориентации, происхождения, – независимо ни от чего».

Кликни, чтобы перейти в сообщество
Берг постоянно торопится.

После того, как с Украиной случилась «русская весна», сделавшая из нее вынужденную переселенку и активистку, у нее завелся мотор, которого раньше не было. «Часто хочется всё бросить нафиг, куда-то уехать, в Китай, волонтёркой в какой-нибудь заповедник панд, – смеется она. – Но, мне кажется, у меня какие-то резервы с прошлой жизни в Донецке, и теперь я их все использую. И вот у нас постоянно что-то несется…»
Хочу, чтобы люди чувствовали себя свободно и комфортно, и не боялись быть собою».
Диана Берг
Между умными и сильными
19 августа этого года на «ТЮ» было совершено нападение. Это произошло во время концерта подростковой анархистской группы, которая выступала впервые. Три десятка человек в балаклавах ворвались в помещение, избили музыкантов, распылили газ, поломали мебель.

Дианы в тот момент не было в Мариуполе.

Когда ей прислали фотографии разбитой мебели, она разрыдалась. Так бывает: когда ее город оккупировали, не рыдала, а тут – не сдержалась. Как будто в ее личное пространство, в ее дом – в новый дом, который только-только построился, – ворвался чужой и изгадил все самое дорогое.
Между умными и сильными

19 августа этого года на «ТЮ» было совершено нападение. Это произошло во время концерта подростковой анархистской группы, которая выступала впервые. Три десятка человек в балаклавах ворвались в помещение, избили музыкантов, распылили газ, поломали мебель.

Дианы в тот момент не было в Мариуполе.

Когда ей прислали фотографии разбитой мебели, она разрыдалась. Так бывает: когда ее город оккупировали, не рыдала, а тут – не сдержалась. Как будто в ее личное пространство, в ее дом – в новый дом, который только-только построился, – ворвался чужой и изгадил все самое дорогое.

В Мариуполе располагается одна из баз полка «Азов», где живут и тренируются военные. Параллельно с ними существует ячейка националистической организации «Национальные дружины», в которой состоят ветераны войны, вышедшие из азовского движения. Представителей «дружин» неоднократно замечали в нападениях на организации, выступающие за равенство и права человека, по всей стране.

«Такого никто не ожидал. До этого были попытки саботировать нас, но открытой физической агрессии не было, – торопится высказаться Берг. – Нам обрисовывали фасад какими-то хейтерскими надписями, нам разбивали окна, расписывали и царапали машины, колёса резали. Но всё это было анонимно, как-то втихаря, за спиной… Мне так грела душу мысль, что все-таки в Мариуполе, самой ближней точке к линии разграничения, радикалы, правые организации больше чувствуют, кто враг и с кем нужно бороться. Что враг – вон там, на востоке, и они его знают в лицо. А выходит, – Диана Берг делает секундную паузу, – выходит – враг это мы?!»

«В итоге они, – Диана закуривает очередную сигарету, – борются с нами, называя всех, кто отстаивает права человека, леваками. И получается это искусственное противостояние «правые против левых». Это очень неправильное разделение, но, тем не менее, если мы возьмем и представим, что действительно есть правые и левые, и левые – это мы, то получается, что мы – умные, а они – сильные. Но я не хочу, чтобы мы постоянно боялись, не хочу, чтобы кто-то считал себя главным только потому, что сильный. Не хочу…».
«…Хочу, – продолжает Диана, – чтобы люди чувствовали себя свободно и комфортно, и не боялись быть собою».

Вечер. Диана все так же нервно курит в разгар вечеринки в честь старта трехнедельной арт-резиденции для художников со всей Украины, на проведение которой «ТЮ» выиграла финансирование Украинского культурного фонда. Вокруг «несется»: на открытие пришли местные музыканты, мелкие чиновники, студенты.

На сцене только что выступил Сергей Кучеренко-Садковский – мариупольский бард. Он исполнил свой хит, который начинается словами: «Мариуполь вам – не хуй собачий». И с этим, в общем-то, сложно поспорить.

Внимание, присутствует нецензурная лексика.
Авторка идеи проекта

Исполнительный продюсер видео-отдела

Режиссер

Режиссерка-постановщица

Продюсерка эпизодов

Сценаристка

Оператор-постановщик

Операторы

Режиссер монтажа

Дизайн графики

Анимация

Мультимедиа


Фото

Верстка

Тексты

Редактор текстов

Менеджер проекта
КАТЕРИНА СЕРГАЦКОВА

РОМАН СТЕПАНОВИЧ

РОМАН СТЕПАНОВИЧ

АНАСТАСИЯ КАНАРЕВА

АНАСТАСИЯ КАНАРЕВА

АНАСТАСИЯ КАНАРЕВА

БОГДАН КИНАЩУК

НИКОЛАЙ ДОНДЮК, РОМАН СТЕПАНОВИЧ

НИКИТА ДАНЕЧКИН

ДМИТРИЙ СИЛЬЧЕНКО

ТАНЯ ФРАНЦ

РОМАН СТЕПАНОВИЧ,
БОГДАН КИНАЩУК, НИКОЛАЙ ДОНДЮК


АНДРЕЙ БОЙКО

НАТАЛЬЯ САМСОНОВА

КАТЕРИНА СЕРГАЦКОВА

ДМИТРИЙ ФИОНИК

АНТОН СКИБА
Хотите увидеть больше?
Смотрите полный документальный репортаж и подписывайтесь на канал YouTube
КАТЕРИНА СЕРГАЦКОВА

РОМАН СТЕПАНОВИЧ


РОМАН СТЕПАНОВИЧ

АНАСТАСИЯ КАНАРЕВА

АНАСТАСИЯ КАНАРЕВА

АНАСТАСИЯ КАНАРЕВА

БОГДАН КИНАЩУК

НИКОЛАЙ ДОНДЮК,
РОМАН СТЕПАНОВИЧ

НИКИТА ДАНЕЧКИН

ДМИТРИЙ СИЛЬЧЕНКО

ТАНЯ ФРАНЦ

РОМАН СТЕПАНОВИЧ,
БОГДАН КИНАЩУК,
НИКОЛАЙ ДОНДЮК


АНДРЕЙ БОЙКО


НАТАЛЬЯ САМСОНОВА

КАТЕРИНА СЕРГАЦКОВА

ДМИТРИЙ ФИОНИК

АНТОН СКИБА
Авторка идеи проекта

Исполнительный продюсер
видео-отдела

Режиссер

Режиссерка-постановщица

Продюсерка эпизодов

Сценаристка

Оператор-постановщик

Операторы


Режиссер монтажа

Дизайн графики

Анимация

Мультимедиа



Фото

Верстка

Тексты

Редактор текстов

Менеджер проекта