Всем известна пословица «Христос терпел – и нам велел». Ее часто упоминают в подобных случаях, как у этой женщины, казалось бы набожные и доброжелательные люди, которые просто не знают, как помочь. По их мнению, такие высказывания должны укрепить человека в духе. На деле же они только ухудшают ситуацию, утверждая жертву во мнении, что надо терпеть, не стоит ничего менять. Мол, такова воля Божия. Но в действительности эта пословица здесь неуместна. Ведь Христос терпел с позиции силы, а не слабости, как в случае жертв семейного насилия. Иисус, будучи Сыном Божьим, добровольно принял страдания и смерть, хотя мог их избежать, в любой момент прекратить или поставить на свою защиту 12 легионов ангелов, как Сам об этом говорит (Матфея 26, 53). Его страдания имели высшую цель (жертва за грехи человечества), а не были проявлением психологии жертвы.
Со своей стороны Украинская Греко-Католическая Церковь пытается предотвратить семейные неурядицы через обязательные курсы предбрачных дисциплин, задачей которых является духовная, интеллектуальная и моральная подготовка будущих супругов. Это случай, когда молодые люди также имеют возможность лучше узнать друг друга. Что же касается конкретно психических расстройств, то это может быть препятствием к предоставлению церковного брака и причиной для признания его недействительным.
Не менее важна со стороны Церкви и духовная опека после вступления в брак. В контексте домашнего насилия речь идет о работе как и с жертвой, так и с агрессивной стороной. В последнем случае можно предложить исповедь как путь к исцелению души, ведь признавая насилие на исповеди, человек озвучивает и признает его как проблему, что уже является первым шагом к ее решению. Вопрос в том, насколько люди в таких случаях готовы впустить Бога в эту темноту, насколько вера важна в их жизни. Как показывает опыт, довольно редко агрессоры готовы признать свою проблему на исповеди и искренне работать над ней. Преимущественно они перекладывают вину на кого-то другого (заслужила, спровоцировала и др.). А уже о молитве о духе покорности и кротости и говорить нечего.
Что касается страдающей стороны, то исповедь становится тем первым безопасным местом, в котором жертвы впервые решаются озвучить эту проблему (хотя она и не касается их грехов), ведь уверены, что священник, связанный тайной исповеди, никому о ней не расскажет, а также надеются на какой-то совет или поддержку. Это имеет огромный терапевтический эффект, поскольку дает возможность выговориться в безопасной обстановке. Что касается духовного аспекта, то жертва должна молиться о даровании духе мудрости и мужества, чтобы Бог дал силы действовать и указал, что можно и нужно сделать. Таким образом человек созревает к решению действовать, а не занимать пассивную позицию. Особенно это важно, учитывая ответственность перед детьми. Женщина должна осознать, что ее бездействие может привести к трагическим последствиям как для нее, так и для них. Речь идет не только о так называемых бытовых убийствах, которыми все может закончиться. Речь может идти о психологическом и духовном травмировании ребенка, который становится свидетелем насилия в семье.
Важным профилактическим средством от конфликтов в семье в целом (а не только в случаях физического насилия) является общая молитва всех членов семьи: поднять руку на того, с кем ты только молился, намного труднее, ведь во время общей молитвы мы видим в стоящем рядом образ Божий, воспринимаем его как человека, тогда как для того, чтобы решиться на агрессию, нужно определенным образом дегуманизировать человека, превратить его в объект. Поэтому совместная молитва имеет большое профилактическое действие, однако к ней следует обращаться уже на стадии знакомства, когда только планируется совместная семейная жизнь. А также продолжать постоянно практиковать в семье после заключения брака, а не только тогда, когда проблема уже такая запущенная, как в описанной ситуации. В конце концов, это действует только в случае психически здоровых людей. В случае психических расстройств следует сразу обращаться за профессиональной помощью. То же касается проблемы домашнего насилия вообще: Церковь может выполнять здесь лишь вспомогательную функцию и не способна заменить собой психдиспансер, полицию или социальные службы.