Катерина Сергацкова

Путешествие вируса по Афганистану. Визуальный дневник журналиста-фрилансера на Забороне

СТОРИЗ

29 мая 2020

Этим материалом мы хотим привлечь внимание к работе фрилансеров в неблагоприятных условиях и к уязвимости людей в странах с затяжными вооруженными конфликтами.

Журналист Павел Пененжек поехал в Афганистан, чтобы рассказать о войне и социальных проблемах, но застрял там на 2 месяца из-за всемирного карантина.

Домой он возвращался военным самолётом.

PIDJOE / Getty Images

Заборона рассказывает про его путешествие через фотографии и видеозарисовки, которые Павел делал в поездке.

Павел - польский журналист-фрилансер, постоянный автор еженедельника «Tygodnik Powszechny».

Он вел репортажи с войны на Донбассе, написал об этом две книги. Освещал войну против «Исламского государства» в Сирии и Ираке, ездил в Афганистан в 2019 году и решил снова поехать в марте 2020-го.

Фрилансеры, занимающиеся международными событиями, обычно планируют свои командировки и бюджеты наперед. В этот раз все пошло не по плану.

Вот Павел. На этом фото он работает в квартире, которую снял на пару с двумя коллегами за 600 долларов в месяц.

Он прилетел в Кабул 9 марта, когда карантина в Афганистане не было, и было известно лишь о нескольких заболевших коронавирусом.

«Когда я был в Афганистане впервые, то общался с местными про то, как люди себе представляют конец войны, роль женщин, про борьбу за их права. В этот раз главной темой стал коронавирус».

Афганистан – это страна, в которой война длится уже более 40 лет. Оккупация Советским Союзом, затем война с Талибаном, вторжение США, война с «Исламским государством».

«До недавнего времени в Афганистане насчитывалось до 5000 боевиков “Исламского государства”, а больше чем у половины населения есть связанные с войной травмы и увечья».

NOORULLAH SHIRZADA/AFP via Getty Images

«Очень часто происходят теракты, чаще всего – на окраинах Кабула. Там атаки организует прежде всего местная ячейка “Исламского государства”. Радикалы пытаются посеять ненависть между религиозными общинами и запугать общество».

«На востоке Афганистана я был в селе, где 2 года назад было ИГ, потом его заняли талибы, потом произошло мини-восстание и в итоге местные жители организовали свою самооборону. В этом селе карантина не было».

«В Кабуле живет 6 млн людей, но в каком-то смысле это очень дисфункциональный город. Невероятные пробки, проблемы с водой и светом. Во многих местах канализации нет».

Antonio Masiello/Getty Images

«То, что нам, в Европе, кажется неудобным и дискомфортным, здесь – серьезная проблема. Например, в Польше люди жалуются, что надо ходить в масках».

«А в Афганистане для бедных, которых очень много, реальность другая: ты выбираешь, купить себе маску или на эти же деньги – еды».

WAKIL KOHSAR/AFP via Getty Images

«Для многих афганцев карантин - это тяжелый выбор: сидеть дома, чтобы не заболеть, но помереть с голоду, либо пойти на улицу искать работу и заболеть».

«При этом 8-11% жителей – наркозависимые, это одна из самых высоких цифр в мире».

JAVED TANVEER/AFP via Getty Images

«28 марта Кабул закрыли на карантин. Появились блокпосты, полиция начала прогонять стихийных торговцев, наркозависимых, бездомных».

«В этот день я был в центре реабилитации, куда обычно приходит 600-800 человек в день с разными травмами, а из-за вируса там в 20-30 раз меньше людей».

NOORULLAH SHIRZADA/AFP via Getty Images

«Вскоре закрылись кафе, еду можно было взять только с собой. Здесь обычно едят плов кабули, пельмени манты, кебабы, много курицы. Но некоторая еда подорожала в 2 раза. А когда начался месяц Рамадан, закрылись вообще все места, где готовят еду в дневное время».

На второй месяц поездки у Павла закончился запас одежды по погоде, книги и деньги. 4 мая его эвакуировала военным самолетом польская армия.

«Коронавирус застал врасплох. Если бы я знал, что произойдет локдаун и доведется застрять в Афганистане, то подготовился получше и не эвакуировался».

«Ведь для таких фрилансеров, как я, лучше остаться запертым в Афганистане, чем дома, - и продолжать делать репортажи».

Мы существуем благодаря своим читателям.

Становись патроном Забороны.

Go to page

We're sorry, it looks like your browser doesn't support this experience.