СТОРИЗ

Фото: Борис Корпусенко / УНИАН

Полина Вернигор

Или умру на свалке, или просто перевесят вывеску: история украинского МАФа от зарождения до смерти

16 Июля 2021
Видео: Иван Черничкин / Заборона

Привет! Я — МАФ, или, если вам не лень выговаривать много букв, малая архитектурная форма. Сейчас почти каждый житель города знает меня именно под этим именем. Раньше меня называли «киоск», «ларек», «лоток», «прицеп», «будка». Меня очень любят предприниматели и ненавидят урбанисты: по их мнению, я порчу облик города. С точки зрения архитектуры я действительно выгляжу неприглядно — но таким уж меня придумали.

Фото: Владимир Фалин, 1970 год / УНИАН

Я появился в СССР — тогда у государства была монополия на все, поэтому я или продавал прессу в «Союзпечати», или талончики на остановках, или выдавал какие-то бумажки в «Бюро справок».

Фото: Александр Чекменев, 1999 год

После распада СССР на территории Украины стало активно развиваться частное предпринимательство. Людям хотелось иметь собственный бизнес — продавать косметику, CD/DVD-диски, одежду, еду, напитки, сигареты. Что-то из этого привозили из-за границы, то производили здесь. Тогда я и стал популярным.

С развитием предпринимательства у меня начали появляться новые формы: люди придумывали МАФы на базе автомобильных кузовов или прицепов. Размеры могли быть самыми разными: от 1 на 1,5 квадратных метров до 2,5 на 10 квадратных метров. Это было удобно, ведь товар можно было не разгружать, а раскладывать на импровизированных прилавках внутри.

Фото: Иван Черничкин / Заборона
Фото: Іван Чернічкін

Конечно, не у всех моих хозяев было разрешение на торговлю, ведь некоторые не хотели платить налоги. Поэтому такой бизнес быстро стал теневым — никто не знал точное количество киосков в Украине. Бывало, что из-за меня устраивали целые криминальные войны — гибли люди, горел товар.

Фото: Иван Черничкин / Заборона

Но бизнес приобретал популярность несмотря ни на что. В 2005 году только в Киеве по официальным оценкам было 4 тысячи МАФов, в 2009 — 11,5 тысячи, в 2012 — около 16 тысяч, в 2013 — более 18 тысяч (по неофициальным данным — более 24 тысяч). Городские власти долго не могли решить, учитывать ли киоски, расположенные на киевских рынках — отсюда такое расхождение в цифрах.

Власти Киева пытались бороться со мной. Например, в 2010 году Киевская городская госадминистрация ввела мораторий на установку новых киосков, а в 2012 году при КГГА создали оперативный штаб по борьбе с МАФами. Но почему-то в результате деятельности штаба их количество только увеличивалось.

Фото: Иван Черничкин / Заборона

Думаю, проблема была в правоохранителях и местных чиновниках: те просто не следовали закону и закрывали глаза на новые точки продаж за ежемесячные конверты с деньгами. При этом официальных разрешений на деятельность у таких киосков не было — значит, налоги и местные сборы тоже не поступали в городской бюджет.

Фото: YURIY KIRNICHNY / AFP via Getty Images
Фото: YURIY KIRNICHNY / AFP via Getty Images

Виталий Кличко объявил мне войну в своей предвыборной кампании 2014 года. Через два года киоски все-таки начали сносить: за 2016-й демонтировали почти 7500 точек. К 2024 году в мэрии планируют уменьшить их количество на 70%. В основном убирают киоски, расположенные на газонах, остановках транспорта, возле переходов или просто в пешеходных зонах.

Видео: Иван Черничкин / Заборона
Відео: Іван Чернічкін / Заборона

КГГА отчиталась, что за первый квартал 2021 года с улиц столицы убрали более 1100 МАФов. Жители города присылают жалобы на меня в «Киевблагоустройство» — оттуда моим владельцам приходят предупреждения с предложением или предоставить разрешительные документы, или убрать незаконную постройку. Если ничего не происходит, коммунальщики меня демонтируют и вывозят на свалку.

Всего таких «кладбищ» в Киеве четыре. Когда я попадаю на одно из них, мой владелец должен предоставить право собственности на меня и заплатить пеню за хранение. Многие не изъявляют желания меня забирать, поэтому со временем я попадаю в собственность города, который может использовать меня для своих нужд: продать кому-то или просто пустить на металлолом.

Видео: UBR / YouTube

В июне 2021 года КГГА установила новые правила моего размещения. В частности, меня нельзя устанавливать ближе, чем в 200 метрах от выходов из метро, ​​50 метрах от остановок, школ, детских садов, перекрестков дорог и улиц, 20 метрах от детских площадок и пешеходных переходов, 10 метрах от любых зданий, сооружений или памятников.

Фото: АндрейСкакодуб / УНИАН

Часть моих владельцев протестует против этого и считает, что власть действует в своих интересах, забирая разрешение у более чем 6000 предпринимателей, которые работали законно и наполняли бюджет налогами. Зато КГГА, по их словам, закрывает глаза на незаконные постройки, существующие благодаря взяткам.

Видео: Иван Черничкин / Заборона

Власть действительно довольно избирательно закрывает торговые точки. Например, в подземке возле метро «Лыбедская» убрали почти все МАФы — но несколько киосков прямо напротив входа в метрополитен работают до сих пор.

Я не знаю, что будет со мной дальше: умру ли на свалке, буду ли переплавлен в новую форму или на мне просто перевесят вывеску. Я хочу прекратить приносить людям столько неудобств. К сожалению, это зависит не только от меня.

Смотреть сначала
Смотреть сначала