Фото: Миша Педан. Без названия, 1980-е
Иван Черничкин
18 июня Украинский институт в партнерстве с VASA project (онлайн-платформа по медиаисследованиям), агентством Bagels & Letters и музеем ХШФ презентовали исследовательский онлайн-архив «Харьковская школа фотографии: от советской цензуры до новой эстетики».
Это один из четырех онлайн-проектов, которые поддержал Украинский институт в рамках программы #UkraineEverywhere. Ее цель — представить иностранным аудиториям украинские явления, имена и контексты, оставившие след в мировой культуре, но не всегда известные как украинские.
Заборона поговорила с куратором архива, представителем второй волны ХШФ Игорем Манко и координаторкой проекта Иванной Скибой-Якубовой о задачах архива и его культурной дипломатии.
В архиве собраны работы 29 авторов — начиная с первого поколения ХШФ конца 1960-х и до третьего поколения 2010-х. Сейчас в архиве 2236 фотографий и он постоянно дополняется новыми работами.
В основу будущего архива лег проект Манко об истории ХШФ, над которым он работал с 2013-го по 2015 год совместно с VASA project.
«Я добавил то, что произошло за последние пять лет, а также исторические материалы и кучу [фотографических] историй, которые помогают зрителю получить общее представление о том или ином аспекте [ХШФ]», — рассказывает куратор.
Кроме самих фотографий и мультимедийных историй на портале собраны исторические видео с открытий выставок и интервью с харьковскими фотографами.
Большое внимание уделено исследовательским текстам, посвященным ХШФ. Они рассказывают не только о пятидесятилетней истории школы, но и актуализируют ее наследие и влияние в XXI веке.
Например, эссе Катерины Яковленко «Искусство после #Metoo: образ и (не)приемлемая провокация в современной украинской визуальной культуре» или текст английского арт-критика Руи Сепеда «Историческая (культурная) дисфункция и расстройства: о Харьковской школе фотографии».
Важнейшая задача архива — презентация наследия Харьковской школы зарубежному зрителю, так как этот культурный феномен не всегда ассоциируется за рубежом с Украиной. «Так, в России после аннексии Крыма с аннексией ХШФ уже не церемонятся», — объясняет куратор проекта Игорь Манко.
Несмотря на то, что последний год стал годом «легализации» Харьковской школы в украинском культурном поле, часть представителей украинской дипломатической миссии были обескуражены и недовольны выбором Украинского института.
«Одно дело дать [Борису] Михайлову Шевченковскую премию, другое — выбирать ХШФ как инструмент промоции Украины в Европе», — объясняет смелость выбора Украинского института координаторка проекта Иванна Скиба-Якубова.
Фото: YURI KADOBNOV / AFP via Getty Images
Проект в первую очередь будут презентовать в странах, где в информационном и культурном поле преобладает звучание российских медиа — Германии, Австрии и Франции.
А еще — в соседних Польше и Чехии. Авторы проекта считают, что вопросы, на которые можно смотреть через оптику ХШФ, для Польши сейчас актуальны: это история противостояния консервативного и прогрессивного векторов, раскрытие табу, преодоление тоталитарного наследия, оппозиция узким представлениям о «национальном».
Разнообразие собранных в архиве материалов позволяет вести диалог с европейским зрителем на любую актуальную тематику, представляя Украину частью общеевропейской культурной истории. И без ХШФ это история не будет полноценной.
Говоря о культурной дипломатии, Иванна сравнивает ее с калейдоскопом, в котором из разных фрагментов складывается полноценная картина. «Очень важно не потерять этот нарратив, эту попытку показать разные версии украинской реальности и быть честным с собой и миром в ее презентации».
Как пример такой дипломатии она приводит готовящуюся в сентябре выставку Харьковской школы в чешском Брно (город-побратим Харькова), где в рамках большого проекта партнерства наряду с ХШФ будут представлены украинская современная литература, авангардная поэзия, современная живопись и многое другое.
«Кураторы проекта в Брно не боятся выставлять провокативные работы ХШФ под открытым небом в центре города. В Харькове такое пока сложно представить», — говорит Иванна.
Авторы проекта рассчитывают презентовать его в европейских художественных вузах — будущим кураторам, дизайнерам, искусствоведам. Это еще один способ включить харьковскую фотографию в корпус современной европейской визуальной культуры.
«Харьковская школа как явление закончилась. Она растворилась в современной фотографии», — говорит Игорь Манко. Однако ее влияние на современные художественные процессы как в Украине, так и за ее пределами очень сильно. И отголоски ХШФ будут просматриваться еще не в одном поколении фотографов.