СТОРИЗ

Фото: Миша Педан. Без названия, 1980-е

Иван Черничкин

Прививка от авторитаризма: онлайн-архив Харьковской школы фотографии и его культурная дипломатия

18 июня Украинский институт в партнерстве с VASA project (онлайн-платформа по медиаисследованиям), агентством Bagels & Letters и музеем ХШФ презентовали исследовательский онлайн-архив «Харьковская школа фотографии: от советской цензуры до новой эстетики».

ЧИТАТЬ О МУЗЕЕ ХШФ
ЧИТАТЬ О МУЗЕЕ ХШФ
Фото: Константин Мельник, конец 1980-х. Из архива Татьяны и Евгения Павловых.

Это один из четырех онлайн-проектов, которые поддержал Украинский институт в рамках программы #UkraineEverywhere. Ее цель — представить иностранным аудиториям украинские явления, имена и контексты, оставившие след в мировой культуре, но не всегда известные как украинские.

Заборона поговорила с куратором архива, представителем второй волны ХШФ Игорем Манко и координаторкой проекта Иванной Скибой-Якубовой о задачах архива и его культурной дипломатии.

Фото: Игорь Чурсин

В архиве собраны работы 29 авторов — начиная с первого поколения ХШФ конца 1960-х и до третьего поколения 2010-х. Сейчас в архиве 2236 фотографий и он постоянно дополняется новыми работами.

В основу будущего архива лег проект Манко об истории ХШФ, над которым он работал с 2013-го по 2015 год совместно с VASA project.

«Я добавил то, что произошло за последние пять лет, а также исторические материалы и кучу [фотографических] историй, которые помогают зрителю получить общее представление о том или ином аспекте [ХШФ]», — рассказывает куратор.

Видео: Выставка Сергея Браткова, 1998 год.
Kharkiv School Of Photography / YouTube

Кроме самих фотографий и мультимедийных историй на портале собраны исторические видео с открытий выставок и интервью с харьковскими фотографами.

Фото: Роман Пятковка. Из серии Фантомы 30-х годов. Голодомор, 1983 год.

Большое внимание уделено исследовательским текстам, посвященным ХШФ. Они рассказывают не только о пятидесятилетней истории школы, но и актуализируют ее наследие и влияние в XXI веке.

Например, эссе Катерины Яковленко «Искусство после #Metoo: образ и (не)приемлемая провокация в современной украинской визуальной культуре» или текст английского арт-критика Руи Сепеда «Историческая (культурная) дисфункция и расстройства: о Харьковской школе фотографии».

Фото: Игорь Манко. Воспоминания детства, 1988 год.

Важнейшая задача архива — презентация наследия Харьковской школы зарубежному зрителю, так как этот культурный феномен не всегда ассоциируется за рубежом с Украиной. «Так, в России после аннексии Крыма с аннексией ХШФ уже не церемонятся», — объясняет куратор проекта Игорь Манко.

Фото: Сергей Братков. Рая нет, 1995 год.

Несмотря на то, что последний год стал годом «легализации» Харьковской школы в украинском культурном поле, часть представителей украинской дипломатической миссии были обескуражены и недовольны выбором Украинского института.

«Одно дело дать [Борису] Михайлову Шевченковскую премию, другое — выбирать ХШФ как инструмент промоции Украины в Европе», — объясняет смелость выбора Украинского института координаторка проекта Иванна Скиба-Якубова.

Фото: YURI KADOBNOV / AFP via Getty Images

Проект в первую очередь будут презентовать в странах, где в информационном и культурном поле преобладает звучание российских медиа — Германии, Австрии и Франции.

Фото: WOJTEK RADWANSKI / AFP via Getty Images

А еще — в соседних Польше и Чехии. Авторы проекта считают, что вопросы, на которые можно смотреть через оптику ХШФ, для Польши сейчас актуальны: это история противостояния консервативного и прогрессивного векторов, раскрытие табу, преодоление тоталитарного наследия, оппозиция узким представлениям о «национальном».

Разнообразие собранных в архиве материалов позволяет вести диалог с европейским зрителем на любую актуальную тематику, представляя Украину частью общеевропейской культурной истории. И без ХШФ это история не будет полноценной.

Говоря о культурной дипломатии, Иванна сравнивает ее с калейдоскопом, в котором из разных фрагментов складывается полноценная картина. «Очень важно не потерять этот нарратив, эту попытку показать разные версии украинской реальности и быть честным с собой и миром в ее презентации».

Фото: Борис Михайлов. «Соц - Арт», 1984 - 1985.
С вытавки в Pinchuk Art Centre

Как пример такой дипломатии она приводит готовящуюся в сентябре выставку Харьковской школы в чешском Брно (город-побратим Харькова), где в рамках большого проекта партнерства наряду с ХШФ будут представлены украинская современная литература, авангардная поэзия, современная живопись и многое другое.

«Кураторы проекта в Брно не боятся выставлять провокативные работы ХШФ под открытым небом в центре города. В Харькове такое пока сложно представить», — говорит Иванна.

Фото: Роман Пятковка. Родильное отделение, 1989 год.

Авторы проекта рассчитывают презентовать его в европейских художественных вузах — будущим кураторам, дизайнерам, искусствоведам. Это еще один способ включить харьковскую фотографию в корпус современной европейской визуальной культуры.

«Харьковская школа как явление закончилась. Она растворилась в современной фотографии», — говорит Игорь Манко. Однако ее влияние на современные художественные процессы как в Украине, так и за ее пределами очень сильно. И отголоски ХШФ будут просматриваться еще не в одном поколении фотографов.

АРХИВ ХШФ
АРХИВ ХШФ