В маленьком азербайджанском селе хоронят людей прямо во дворах — это традиция.
Вот репортаж из Заргавы
Заргава — небольшое высокогорное село на севере Азербайджана. Оно затеряно в горах Губинского района — дорогу туда не показывает даже Google maps. Доехать можно только до соседнего села Чичи, а дальше местные жители рекомендуют идти пешком.
В селе живет около тысячи человек. Большинство из них — таты [кавказские персы]. От татских слов zər — «желтая» и ov — «вода» и происходит название села.
От других азербайджанских сел Заргаву отличает традиция похорон: вместо централизованного кладбища тут организовывают фамильные — зачастую прямо у себя во дворе, рядом с фруктовыми садами и грядками с капустой и луком.
В Азербайджане, как и во многих других странах, в селах обычно два кладбища: старое и новое. В Заргаве же десятки кладбищ во дворах домов. Есть такие, где 7-8 могил — все принадлежат членам одной семьи.
Кладбища в Азербайджане обычно открыты со всех сторон — туда может зайти каждый. Но эти мини-кладбища обнесены высокими сетчатыми или каменными заборами. На калитке либо замок, либо крепко завязана веревка. Войти можно, только зайдя в гости к хозяевам, через ворота и главный вход во двор.
Местные жители неохотно рассказывают об этой традиции. А заместитель сельской администрации Замиг Джабраилов, услышав вопрос о фамильных кладбищах, и вовсе заявил: «Это выдумка!»
Этнографка и историк Севиндж Мамедова говорит — некоторые источники указывают, что традиция фамильных кладбищ зародилась в Заргаве еще в тринадцатом веке.
«Скорее всего, все началось из-за отдаленности села, его труднодоступности, веками изолированного от других населенных пунктов существования. Многие традиции зависят от природных условий. Вероятно, суровый горный рельеф и отсутствие равнинных земель тоже сыграли свою роль в том, что в Заргаве нет общих кладбищ», — объясняет она.
Практика хоронить усопших на фамильных кладбищах не противоречит традициям ислама. «Если говорить о канонах — от могилы не должно оставаться ни одного знака. Но важно, чтобы в будущем никто не потревожил прах. Именно поэтому люди стали хоронить своих близких на отдельно отведенном месте — чтобы быть уверенными, например, что в будущем никто не будет там что-то строить», — говорит богослов Гадир Раджабов.
Без какого-либо знака на местности трудно понять, похоронен здесь кто-то или нет. Отсюда и пошла более поздняя для ислама традиция ставить надгробия на могилы.
Старые могилы в Заргаве больше соответствуют канонам традиционного ислама. Они раскиданы по всему селу и накрыты только большими надгробными камнями без указания того, кто там похоронен или других надписей.
Хотя в центре села стоит старая мечеть, местным жителям незачем туда приходить. Мулы тут нет так давно, что никто и не помнит, был ли он вообще.
Отсутствие мулы — не единственная проблема села. Также в Заргаве нет водопровода и газопровода. Местные отапливают свои дома дровами, за водой ходят к роднику. Редкие религиозные обряды тоже проводят собственными силами.
Уважайте традиции и обычаи других людей и становитесь патронами Забороны ❤️
Сториз созданы по материалам JAM News. При поддержке Медиасети.