Альона Вишницкая
Чтобы наглядно показать, почему работа расследователей важна, в течение месяца мы будем рассказывать о расследованиях, которые спровоцировали изменения в обществе.
Рассказываем, как расследование газеты The Boston Globe о педофилии среди католических священников подорвало доверие к церкви.
В 2002 году в американской семейной газете вышло более 23 материалов, разоблачавших педофилию среди священнослужителей в регионе. Журналисты доказали, что в Бостоне около 200 священников развращали детей. Вообще в США их было примерно 7000.
Все началось с истории одного священника. Середине 90-х более 130 человек рассказали о том, что местный священник Джон Геоган, который часто менял приходы, насиловал или развращал их в детстве. Большинство жертв тогда были мальчиками-гимназистами. Одному из самых младших было четыре года.
Своих жертв Геоган часто находил в многодетных семьях, где детей воспитывала одна мать. Он предлагал ей помощь — например, сводить детей на мороженое или помолиться с ними перед сном.
Журналисты обнаружили, что бостонский кардинал Бернард Лоу знал о том, что происходит. Именно поэтому Геоган не задерживался на одном месте и менял приходы по указанию кардинала. Правда, потом его адвокат это отрицал — говорил, что священника переводили только по «медицинским причинам».
«Бостон — исключительно католический город. Кардинал имел огромное политическое влияние — большее, чем губернатор штата», — рассказывал «Медузе» Уолтер Робинсон, бывший редактор отдела расследований, который занимался этим делом.
У архиепархии были доказательства того, что Геоган насилует детей — об этом неоднократно заявлял один из епископов.
Геогана назначили руководителем трех групп детей, и уже через несколько лет жалоб на сексуальное насилие стало в разы больше. Священника отправили лечиться — тогда бытовало мнение, что педофилию можно вылечить. Однако через несколько месяцев его снова вернули на службу, где он продолжил насиловать мальчиков.
Церковь отстранила Геогана от службы только в 1998 году.
Почти все доказательства по судебным делам Геогана и церкви годами находились под судебной печатью о конфиденциальности. Иски против священника — а их к 1997 году было уже полсотни — рассматривала сама архиепархия.
Кардинала и еще пятерых епископов, которые на протяжении многих лет руководили Геоганом, обвиняли в том, что они якобы знали о злоупотреблениях Геогана и ничего не делали.
Церковь неоднократно угрожала судом газете The Boston Globe в случае, если журналисты опубликуют что-то, что церковь считает конфиденциальным, включая информацию о Геогане. Кроме того, под запретом были и какие-либо интервью и вопросы духовенству, которое упоминалось в этом деле.
Журналисты газеты думали, что расследуют историю одного священника, но со временем команда выяснила, что история Геогана не единственная. Стало известно о жертвах другого священнослужителя в Массачусетсе, а впоследствии — еще о тринадцати священниках. В конце команда составила список из более чем 80 имен и начала искать их жертв, которые подтвердили бы догадки.
Журналисты опубликовали документы, где говорилось, что кардинал Лоу знал о сексуальных домогательствах священников своей митрополии, но скрывал это и даже помогал им.
В результате скандала метрополия Бостона выплатила миллионы долларов штрафов пострадавшим. Полсотни священников выразили недоверие к кардиналу и попросили его подать в отставку — впервые в истории американской католической церкви.
Кардинал действительно подал в отставку — и перебрался в Ватикан, где жил до своей смерти в 2017 году.
Метрополия закрыла 65 приходов.
За это расследование газета The Boston Globe получила Пулитцеровскую премию. Среди аргументов жюри было «за работу, которая вызвала местную, национальную и международную реакцию и привела к изменениям в Римско-католической церкви».
В 2016 году по материалам расследования сняли детектив «В центре внимания». Он был номинирован на Оскар в нескольких категориях, в том числе в категории лучшего сценария.
После публикации расследования католические церкви в Америке за год потеряли треть прихожан. Когда выяснилось, что пожертвования использовали, в частности, чтобы оплатить молчание жертв, люди перестали спонсировать церковь, и она фактически обанкротилась, рассказывает Уолтер Робинсон.