Фото: Гарри Ефимов
Анна Беловольченко
В доме черкасской дизайнерки Оли Носовой-Елисеевой есть отдельная комната, где собраны работы по ее проекту. На полках здесь немного пыли, а еще — слепки вульв и груди из гипса. Эти интимные слепки и есть авторский проект художницы под названием «Ество» [«Естество»], который она ведет с лета 2020 года
Заборона рассказывает, как появился проект, почему в нем нет мужчин, и почему художница не меняет провинциальные Черкассы на другой город.
Оля еще в детстве поняла, что ее жизнь будет связана с искусством. «Все визуальное всегда было абсолютно моим», — говорит дизайнерка и добавляет: как только выпадала возможность, она постоянно что-то рисовала или лепила.
Оля выучилась на художницу-дизайнерку, стала проводить собственные выставки и мастер-классы. Она учила взрослых и детей рисовать, работать с гипсом. События в личной жизни подтолкнули ее получить второе, психологическое образование. Она говорит, что никогда не работала по этой специальности, но благодаря ей начала лучше понимать себя и людей вокруг.
А летом 2020-го, когда ввели карантин, «стало скучно и было много интернета». В инстаграме Оля увидела несколько проектов, авторы которых делали интимные слепки и даже конфеты такой формы. Идея ей понравилась, поэтому Оля поделилась ею с подругами в формате: «Я бы тоже хотела сделать что-то такое». Без уговоров и убеждений подруги и стали первыми моделями, говорит она.
«Проект называется «Ество», потому что он о натуральности, о нашем теле, о том, как на него можно посмотреть иначе, под другим ракурсом, и познать его. Это проект о принятии себя и о любви к себе», — говорит Оля.
Когда в инстаграме появилась страница «Ество» и подруги рассказали о ней другим, у Оли появились клиентки. Кто-то хотел посмотреть на себя с новой стороны, кто-то — запечатлеть себя в искусстве, а некоторые приходили, чтобы сделать оригинальный подарок партнеру.
Подготовка к слепку проста: главное — чтобы волосы были длиной не больше чем полсантиметра, говорит художница. Иначе сделать слепок не получится. Других ограничений нет. На то, чтобы сделать черновую версию, так называемый «негатив», уходит до 20 минут. За это время Оля накладывает два слоя гипсового материала и он успевает застыть. А потом она обрабатывает слепок, покрывает его лаком и через пару недель отдает клиентке.
Затем клиентка раздевается, а дизайнерка дает ей зеркало, просит занять удобную позу и посмотреть, нравится ли ей «картинка». Некоторые клиентки в этот момент фотографируются или загадывают желание.
«Перед тем, как сделать слепок, мы с девушкой пьем чай. Я рассказываю о материалах, с которыми работаю, о том, почему этот проект важен для меня, а девушка — почему решила сделать слепок», — говорит Оля
Еще ни одна девушка не передумала в процессе. Наоборот: дизайнерка говорит, что некоторые приходят сделать слепок груди, а потом, когда чувствуют себя свободнее, просят и вульву. Слепок можно сделать один и оставить себе. Тогда авторка нигде не будет его использовать. А можно сделать два: один себе, а другой — отдать Оле в коллекцию. Чаще всего, говорит художница, выбирают именно второй вариант.
«У девушек, которые приходят на слепки, есть определенные представления о том, как должно выглядеть женское тело — в частности, вульва или грудь. Поэтому некоторые говорят: «У меня там все так необычно». Будто предупреждают меня. Но я смотрю и понимаю: обычная вульва. Отличается от других, потому что все разные, но и не какое-то чудовище, как мне описывали. Тогда я говорю: «Извини, я тебя разочарую. Ты просто красивая и такая, как есть», — добавляет дизайнерка.
Оля делает только женские слепки и говорит, что о мужчинах должны рассказывать мужчины. А ей есть что сказать именно женщинам и о женщинах. «У мужчин все видно, они могут в любой момент себя рассмотреть. А женщина не может увидеть вульву просто так. Редкая девушка рассматривает себя, изучает. Поэтому я считаю, что им это нужно», — объясняет художница.
Сегодня в коллекции Оли более 20 работ. И желающие получить слепок появляются постоянно — даже за пределами Черкасс.
Несмотря на то, что Черкассы — небольшой город, здесь есть с кем и над чем работать, есть чем вдохновляться. «Я называю Черкассы «тихим болотцем». Здесь царит совершенно черепаший темп во всем. Но в современном мире творческий человек может быть где угодно. Потому что можно искать разные способы себя проявить», — объясняет дизайнерка.
«Ество» художница распространяет разве что через соцсети и никому не навязывает. Она уверена, что нельзя заставлять людей себя полюбить: это будет насилием. Но если человек сам понимает, что ему что-то не нравится, и хочет это изменить, тогда можно искать разные способы сделать это.
«Сначала должно быть желание. А дальше уже работа над собой, терапия и остальное, — считает художница. — И первый шаг — понять: то, что в себе не нравится — не какой-то недостаток. Это особенность. Как рельеф земли, которая всюду неодинакова, но от этого не становится плохой».