Фото: Anthony Devlin / Getty Images
Иван Черничкин
Дневные рейвы зародились в Лондоне и его пригородах в середине 80-х – начале 90-х годов прошлого века. Их основной движущей энергией были молодые выходцы из Индии и Пакистана.
В то время народная музыка бхангра (Bhagṛā — оптимистическая популярная музыка, связанная с пенджабской диаспорой) смешалась с популярной музыкой Западной Европы. А такие исполнители как Bally Jagpal, Bally Sagoo и Punjabi Hit Squad собирали аншлаги не только в Лондоне.
Но несмотря на популярность этих исполнителей, клубы отказывались предоставлять им площадки в ночное время и на выходных. Еще одной причиной проведения вечеринок в дневное время был возраст посетителей: это были школьники и студенты, которым пришлось бы сбежать из дому, чтобы пойти в клуб ночью.
В 2014 году британо-пакистанский актер, музыкант и активист Риз Ахмед снял короткометражный фильм Daytimer, в котором делится своими воспоминаниями о первом походе на дневной рейв.
А обозревательница журнала The Fader Киран Йейтс описывает этот феномен так: «Эти мероприятия развенчали идею о том, что бесполые молодые азиаты прилежно работают и танцуют на свадьбах под винтажную классику Болливуда, пока девушки заперты на кухне. Эти люди взяли лучшее от обоих миров, выражая себя вдали от семьи с помощью музыки и культуры, которые они создали на своих условиях. Что особенно важно, они заявляли о собственности над азиатской культурой, которая не нуждалась в «белых» знаках легитимности».
Через какое-то время дневные вечеринки стали частью больших музыкальных фестивалей и техно-марафонов. Как отдельный вид досуга они возродились в начале 2000-х — по схожим причинам, что за 10 лет до того.
В 2002 году британцы Джайлс Смит и Джеймс Престли, отчаянные адепты хаус-музыки, решили делать собственные вечеринки. Но площадки им давали только по воскресеньям. Так и возродилась идея проведения дневных вечеринок в Англии.
Совсем скоро формация Secretsundaze переросла в полноценную культурную платформу: от вечеринок в Panorama Bar, The Block и Robert Johnson до хостинга собственных сцен на фестивалях Sonar и Glastonbury. А воскресная идея Смита и Престли становилась все более популярной в мире.
Дневные вечеринки предполагают формат проведения с 15 до 23 часов, иногда — до 2 часов ночи. Зачастую они проходят на открытом воздухе. Все это позволяет организаторам приглашать более разнообразных артистов и экспериментировать с лайнапом.
Еще до введения карантинных ограничений такой формат вечеринок начали проводить во львовском арт-пространстве «Ґа́нок».
В 2020-м коллаборация киевского ресторана «Курені» и арт-пространства Closer запустила серию дневных вечеринок «Київ вечірній». Коронавирусные ограничения не позволяли проводить полномасштабные рейвы в Closer и на «Лесном причале», а возможность рассредоточить посетителей на площади в 4500 м² стала хорошим стимулом для запуска нового формата.
«В прошлом году вообще нельзя было работать ночью, да и в помещениях тоже. И во всем мире это началось с Берлина, когда клубы начали открывать биргардены. Это место, куда ты можешь прийти, выпить пива, послушать музыку, покушать. Потому как даже танцевать у них тогда было запрещено», — рассказывает СЕО проекта Сергей Яценко.
В этом году площадка стала более мультижанровой и разнообразной. К вечеринкам «Київ вечірній» прибавились живые выступления украинских инди- и дрим-поп исполнителей — «Пой сюди», субботние танцевальные вечеринки от знаменитых диджеев — «Курені молоді». Также в «Куренях» проводит свои спектакли «Дикий театр».
По словам организаторов, в дневном формате не всегда удается «растанцевать» посетителей при свете солнца. Они связывают это с тем, что киевские тусовщики привыкли к рейвам в темных индустриальных подвалах.
В противовес этому кураторка сцены «Пой сюди» Ольга Бекенштейн говорит, что дневной формат позволяет познакомиться с электроникой людям, которые еще не готовы пойти в ночной клуб. «Мне кажется, что это разрушает многие стереотипы об электронной сцене. Это не только темная сторона, но и просто красивая музыка в красивом месте».
Тусовщики со всего мира ценят и любят дневные вечеринки за возможность потанцевать под любимых диджеев на свежем воздухе, не теряя при этом весь следующий выходной. И за то, что на такое мероприятие можно прийти всей семьей, или же с собакой.
Циники могут возразить, что дневная вечеринка — это очищенный взгляд на ночную жизнь, которая по сути своей является радикальным подрывным актом. Однако такой формат дает возможность не ползать по общественному транспорту в 10 утра похожим на зомби, которого тащили через кусты на задворках Berghain.