МЫ ПЫТАЕМСЯ ВАС ПОДТЯНУТЬ В 21 ВЕК
Три истории о людях, которые борются за Херсонщину
#Підпалюй!
Большой мультимедийный спецпроект про чейндж-мейкеров, активистов и активисток, которые своими инициативами меняют города, протестуют против провинциальности через культуру и инновационные подходы, и вдохновляют других. Мы рассказываем 30 уникальных историй через серию op-doc (документальные репортажи с художественными элементами) и мультимедийных репортажей.

Подписывайтесь на новости о проекте в нашем
Facebook, Instagram, Twitter и Тelegram.
Спецпроект выполняется в рамках проекта «Укрепление общественного доверия» (UCBI), финансируемого Агентством США по международному развитию (USAID).
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал:
оперативно и коротко о важном.
Текст: Катерина Сергацкова
Фото: Андрей Бойко
Мультимедиа: Роман Степанович, Богдан Кинащук,
Николай Дондюк
Верстка: Наталья Самсонова

Внимание!
Выбор героев и стиль повествования может
не совпадать с вашими ожиданиями.
Опубликовано: 26.12.2018
В Стрелковом, самой южной точке Херсонской области, время на технике Apple автоматически переводится на московское, хотя поблизости России нет. Техника Apple считает российским Крым, который с весны 2014-го занят российскими властями. Перевод часов работает как напоминание о том, что 15 марта посреди поселка высадился десант «зеленых человечков», захвативших контроль над газораспределительной станцией и частью Арабатской стрелки, которая соединяет Херсонскую область с Крымом.
В Стрелковом, самой южной точке Херсонской области, время на технике Apple автоматически переводится на московское, хотя поблизости России нет. Техника Apple считает российским Крым, который с весны 2014-го занят российскими властями. Перевод часов работает как напоминание о том, что 15 марта посреди поселка высадился десант «зеленых человечков», захвативших контроль над газораспределительной станцией и частью Арабатской стрелки, которая соединяет Херсонскую область с Крымом.
Оксана Чорнобривцева купила здесь дом в январе 2014 года. Когда покупала, думала «только о перспективах». Говорит, была уверенность, несмотря на то, что атмосфера здесь была доведена до предела, все будет «на грани, но хорошо». Уроженка Киева выбрала дом в самом отдаленном южном месте страны по противоречащему, казалось бы, здравому смыслу принципу: «здесь еще слишком много всего не сделано, и это значит, что есть возможность сделать что-то хорошо». Кто гарантирует, что в самой отдаленной глуши изменения станут возможными только потому, что никто раньше не пытался?

Дом сначала должен был стать просто дачей. Но Оксана не могла создать просто дачу, не в ее натуре. Появилась большая гостиная с камином и столовой, появились комнаты для друзей, потом как-то незаметно выросли двухэтажные гостевые домики, зал для конференций, появилась своя общественная организация, социальные проекты, семинары по зеленому туризму… Внезапно оказалось, что Оксана стала социальным предпринимателем. По крайней мере, так она себя теперь называет.
Оксана Чорнобривцева, 43 года

Хотите увидеть больше? Смотрите наш документальный репортаж и подписывайтесь на канал YouTube
Оксана Чорнобривцева купила здесь дом в январе 2014 года. Когда покупала, думала «только о перспективах». Говорит, была уверенность, несмотря на то, что атмосфера здесь была доведена до предела, все будет «на грани, но хорошо». Уроженка Киева выбрала дом в самом отдаленном южном месте страны по противоречащему, казалось бы, здравому смыслу принципу: «здесь еще слишком много всего не сделано, и это значит, что есть возможность сделать что-то хорошо». Кто гарантирует, что в самой отдаленной глуши изменения станут возможными только потому, что никто раньше не пытался?

Дом сначала должен был стать просто дачей. Но Оксана не могла создать просто дачу, не в ее натуре. Появилась большая гостиная с камином и столовой, появились комнаты для друзей, потом как-то незаметно выросли двухэтажные гостевые домики, зал для конференций, появилась своя общественная организация, социальные проекты, семинары по зеленому туризму… Внезапно оказалось, что Оксана стала социальным предпринимателем. По крайней мере, так она себя теперь называет.

«Агрус-Азов» из дачи превратился в бизнес в тот момент, когда Чорнобривцева увидела, как все вокруг принимают гостей: соседи, по ее словам, «заразили» туризмом. Впрочем, этот бизнес помогает закрыть расходы на социальные проекты, а не зарабатывать.

«В 14 году я была воодушевлена, как никогда, – вспоминает она. – Я очень люблю такие моменты, то есть это вот начало начал, когда ты что-то начинаешь с чистого листа. У тебя масса идей, ты входишь во вкус и приступаешь к реализации своей мечты. А вокруг что-то такое происходит… Но на меня это почему-то не влияло. Хотя да, пасмурно было очень».


Оксана Чорнобривцева купила здесь дом в январе 2014 года. Когда покупала, думала «только о перспективах». Говорит, была уверенность, несмотря на то, что атмосфера здесь была доведена до предела, все будет «на грани, но хорошо». Уроженка Киева выбрала дом в самом отдаленном южном месте страны по противоречащему, казалось бы, здравому смыслу принципу: «здесь еще слишком много всего не сделано, и это значит, что есть возможность сделать что-то хорошо». Кто гарантирует, что в самой отдаленной глуши изменения станут возможными только потому, что никто раньше не пытался?

Дом сначала должен был стать просто дачей. Но Оксана не могла создать просто дачу, не в ее натуре. Появилась большая гостиная с камином и столовой, появились комнаты для друзей, потом как-то незаметно выросли двухэтажные гостевые домики, зал для конференций, появилась своя общественная организация, социальные проекты, семинары по зеленому туризму… Внезапно оказалось, что Оксана стала социальным предпринимателем. По крайней мере, так она себя теперь называет.

«Агрус-Азов» из дачи превратился в бизнес в тот момент, когда Чорнобривцева увидела, как все вокруг принимают гостей: соседи, по ее словам, «заразили» туризмом. Впрочем, этот бизнес помогает закрыть расходы на социальные проекты, а не зарабатывать.

«В 14 году я была воодушевлена, как никогда, – вспоминает она. – Я очень люблю такие моменты, то есть это вот начало начал, когда ты что-то начинаешь с чистого листа. У тебя масса идей, ты входишь во вкус и приступаешь к реализации своей мечты. А вокруг что-то такое происходит… Но на меня это почему-то не влияло. Хотя да, пасмурно было очень».


«Агрус-Азов» из дачи превратился в бизнес в тот момент, когда Чорнобривцева увидела, как все вокруг принимают гостей: соседи, по ее словам, «заразили» туризмом. Впрочем, этот бизнес помогает закрыть расходы на социальные проекты, а не зарабатывать.

«В 14 году я была воодушевлена, как никогда, – вспоминает она. – Я очень люблю такие моменты, то есть это вот начало начал, когда ты что-то начинаешь с чистого листа. У тебя масса идей, ты входишь во вкус и приступаешь к реализации своей мечты. А вокруг что-то такое происходит… Но на меня это почему-то не влияло. Хотя да, пасмурно было очень».


Зеленая будка на горизонте – это пост российских пограничников на Арабатской стрелке. Справа находится смотровая вышка, а слева – столб с камерой внешнего наблюдения. От неоккупированной украинской территории их отделяет небольшой ров и колючая проволока. Погранслужба Украины не рекомендует подходить к этим объектам ближе, чем на 300 метров.
Зеленая будка на горизонте – это пост российских пограничников на Арабатской стрелке. Справа находится смотровая вышка, а слева – столб с камерой внешнего наблюдения. От неоккупированной украинской территории их отделяет небольшой ров и колючая проволока. Погранслужба Украины не рекомендует подходить к этим объектам ближе, чем на 300 метров.
Десант

Вскоре после высадки на Стрелке российских военных попросили отодвинуться на край села. Сегодня их сторожевой пост можно увидеть сразу за турбазой «Валок». Представьте: вы лежите на пляже, перед вами – волнующееся море, огороженное с двух сторон забором с колючей проволокой, и две вышки, на одной из которых за территорией присматривают украинские пограничники, а на другой – российские спецслужбы. Вдалеке можно даже рассмотреть российскую военную базу. А еще можно увидеть грунтовую дорогу, по которой раньше можно было проехать на полуостров. За четыре года она практически полностью заросла.
Десант
Вскоре после высадки на Стрелке российских военных попросили отодвинуться на край села. Сегодня их сторожевой пост можно увидеть сразу за турбазой «Валок». Представьте: вы лежите на пляже, перед вами – волнующееся море, огороженное с двух сторон забором с колючей проволокой, и две вышки, на одной из которых за территорией присматривают украинские пограничники, а на другой – российские спецслужбы. Вдалеке можно даже рассмотреть российскую военную базу. А еще можно увидеть грунтовую дорогу, по которой раньше можно было проехать на полуостров. За четыре года она практически полностью заросла.
Тем не менее «Валок» открыт для туристов: за это лето, по словам первого замначальника Генического отдела погранслужбы Олега Щербия, здесь отдохнуло около ста человек. Все они проходили специальную проверку СБУ и два блокпоста, чтобы попасть на турбазу. А территорию турбазы сами пограничники называют «серой зоной», то есть местом, где действуют, по сути, правила войны: вести себя осторожно, не подходить близко к российским объектам, не провоцировать.

Именно с такими исходными данными Оксана решила развивать здесь зеленый туризм. Пограничная зона для нее – не препятствие, а просто набор правил, которые нужно соблюдать.

Но это не единственная беда. Бед много. На Стрелке, например, нет централизованной канализации: сточные воды уходят в море, качество питьевой воды местные жители называют «ужасным». Береговая линия летом утопает в мусоре, о его сортировке тут никто не слышал. Туристический сезон длится всего 45 дней. Стоит ему закончиться – и на Стрелке закрываются отели, кафе, магазины, рынки. Большую часть года район выглядит, как богом забытая земля.
Кликни, чтобы перейти в сообщество
Самое большое сопротивление вызывают новые идеи, которые, на самом деле-то, новыми и не являются
Оксана Чорнобривцева
Новая крепость
«После оккупации Крыма, Стрелковое и Арабатская стрелка получили карт-бланш, – говорит она. – Сюда поехало гораздо больше людей, и не все игроки здесь были к такой нагрузке готовы. Нужно повышать сервис, качество услуг для туристов, создавать инфраструктуру… Я рассматриваю ситуацию как очень большой шанс».
Новая крепость

«После оккупации Крыма, Стрелковое и Арабатская стрелка получили карт-бланш, – говорит она. – Сюда поехало гораздо больше людей, и не все игроки здесь были к такой нагрузке готовы. Нужно повышать сервис, качество услуг для туристов, создавать инфраструктуру… Я рассматриваю ситуацию как очень большой шанс».

Часть дороги в Стрелковом, которая ведет к административной границе с Крымом, закрыта. Чтобы проехать дальше, необходимо разрешение Погранслужбы и СБУ. Туристы, желающие отдохнуть на базе «Валок» под боком у российской ФСБ, должны проходить специальную проверку.

Свою миссию Чорнобривцева описывает так: помочь потенциалу раскрыться. «Сложнее всего бороться с «местечковостью», скажем так, – говорит она. – Самое большое сопротивление вызывают новые идеи, которые, на самом деле-то, новыми и не являются, это просто очень удачные примеры того, как люди реализуют гораздо более скудный потенциал в других местах с большим успехом. И мне очень хочется, чтобы и руководство этих мест, и сами люди больше интересовались своей страной, другими областями, другими примерами. Украина – самая большая страна в Европе, и, видимо, поэтому отчасти обесценивается что-то. Когда всего много, ты не ценишь, но изменения начинаются с настоящей, большой любви к месту, в котором ты живешь. Из этой любви произрастает вот эта вена».

Миссия порой кажется невыполнимой, когда потенциал наталкивается на особенности менталитета, считает она. Оксана начала путь к выполнению миссии с малого: начала организовывать семинары по экологическому и зеленому туризму для местных жителей. Затем присоединилась к международному проекту GoGlobal и помогла привезти в стрелковскую школу американских волонтеров, чтобы местные дети могли учить английский через общение с носителями языка.

Арабатская Стрелка инфраструктурно сильно зависит от Геническа. В самом Геническе мало привлекательных для туристов мест, но у этого железнодорожного моста, построенного в начале 20 века, есть шанс стать узнаваемым.

В 2017-м она основала общественную организацию «Нова Фортеця» («Новая крепость» – историческое название Геническа). За год ее команда активизировала превращение местной библиотеки в коммуникационный хаб, инициировала археологические исследования катакомб в Геническе и курганов на Стрелке, чего никогда раньше в этих местах не было. А еще, рассказывает Оксана, – и ее эта идея, кажется, вдохновляет больше всего, – она создала «Геническую фильм комиссию», задача которой – продвигать локации на Арабатке производителям кино и рекламы, повышать имидж территории и формировать инфраструктуру для киноиндустрии. В начале сентября, например, на Стрелке снимали фильм Ахтема Сеитаблаева «Домой» про возвращение крымских татар на полуостров. Оксана считает, что киношники в итоге становятся своего рода послами этого региона и помогают продвигать его, в том числе и туристам.

«Есть такое выражение, – говорит Оксана. – Если вас не устраивает среда, вы ее либо покидаете, либо начинаете ее менять. Я сторонник второго метода, потому что невозможно постоянно откуда-то убегать, если что-то тебя не устраивает. Это же понятно: кто не развивается, тот деградирует».
Херсон – один из самых мелких областных центров в Украине и один из самых крупных по количеству коррупционных скандалов и криминальных разборок. 31 августа здесь облили литром серной кислоты и.о. руководителя аппарата Херсонского горсовета Катерину Гандзюк (4 ноября она умерла в больнице – организм не справился), которая регулярно рассказывала в своих блогах и соцсетях о фактах коррупции и криминальных связях местной полиции. Это убийство всколыхнуло всю страну, сотни тысяч людей узнали о самой неприглядной стороне Херсона.
Херсон – один из самых мелких областных центров в Украине и один из самых крупных по количеству коррупционных скандалов и криминальных разборок. 31 августа здесь облили литром серной кислоты и.о. руководителя аппарата Херсонского горсовета Катерину Гандзюк (4 ноября она умерла в больнице – организм не справился), которая регулярно рассказывала в своих блогах и соцсетях о фактах коррупции и криминальных связях местной полиции. Это убийство всколыхнуло всю страну, сотни тысяч людей узнали о самой неприглядной стороне Херсона.
Виталий Белобров взял на себя непростую миссию – развивать такой город. Вместе с единомышленниками он основал бизнес-ассоциацию «Мы – херсонцы», которая объединила тех, кто мечтает поменять регион. И стал инициатором Центра креативных индустрий «Арт-платформа Турбина» – самый, пожалуй, амбициозный проект Херсонской области. Потенциально – махина мирового размаха.

«Турбина» – это прекративший работу вентиляционный цех Херсонского машиностроительного завода, пустующее трехэтажное помещение на три тысячи квадратных метров. Цель Виталия – наполнить его жизнью. Зачем?

«Когда я в детстве слушал истории о легендарных людях и больших предприятиях, которые строили и развивали город, меня пробирала гордость, – объясняет он. – Но как-то очень резко эти же здания, в которых кипела жизнь, стали заброшенными и закрытыми от людей. Символы мощи и процветания стали символизировать упадок и регресс».

По задумке, в 2020 году в бывших помещениях завода вместо голых стен, создающих гулкое эхо, должны появиться коворкинги, конференц-залы, галереи и офисы игроков креативных индустрий: IT-компаний, социальных предпринимателей, арт-институций. Часть прибыли, которую будет зарабатывать пространство, планируется отдавать на финансирование урбанистических проектов Херсона, на инновации в инфраструктуре и городских коммуникациях – на то, до чего не доходят руки у местных властей.
Виталий Белобров, 35 лет

Хотите увидеть больше? Смотрите наш документальный репортаж и подписывайтесь на канал YouTube
«Когда я в детстве слушал истории о легендарных людях и больших предприятиях, которые строили и развивали город, меня пробирала гордость, – объясняет он. – Но как-то очень резко эти же здания, в которых кипела жизнь, стали заброшенными и закрытыми от людей. Символы мощи и процветания стали символизировать упадок и регресс».

По задумке, в 2020 году в бывших помещениях завода вместо голых стен, создающих гулкое эхо, должны появиться коворкинги, конференц-залы, галереи и офисы игроков креативных индустрий: IT-компаний, социальных предпринимателей, арт-институций. Часть прибыли, которую будет зарабатывать пространство, планируется отдавать на финансирование урбанистических проектов Херсона, на инновации в инфраструктуре и городских коммуникациях – на то, до чего не доходят руки у местных властей.
Виталий Белобров взял на себя непростую миссию – развивать такой город. Вместе с единомышленниками он основал бизнес-ассоциацию «Мы – херсонцы», которая объединила тех, кто мечтает поменять регион. И стал инициатором Центра креативных индустрий «Арт-платформа Турбина» – самый, пожалуй, амбициозный проект Херсонской области. Потенциально – махина мирового размаха.

«Турбина» – это прекративший работу вентиляционный цех Херсонского машиностроительного завода, пустующее трехэтажное помещение на три тысячи квадратных метров. Цель Виталия – наполнить его жизнью. Зачем?
Мы обратились к власти, к донорам, развернули целую кампанию, но не нашли отклик ни в одной из этих институций
Виталий Белобров
Демо-версия

«Началось с того, что в 2016-м мы собирались организовать открытую школу предпринимательства, где могли познакомить социально активных бизнесменов Херсона, – вспоминает Белобров. – Под такой формат мы искали какое-то креативное место, потому что нам не подходили «совковые» помещения и то, что уже есть. Решили поискать «заброшки», как это делают в других городах, и нашли завод. Правда, когда встретились с собственником завода Александром Олейником и рассказали ему идею, он сказал, что это – полная ерунда. Но помещение дал».
Демо-версия
«Началось с того, что в 2016-м мы собирались организовать открытую школу предпринимательства, где могли познакомить социально активных бизнесменов Херсона, – вспоминает Белобров. – Под такой формат мы искали какое-то креативное место, потому что нам не подходили «совковые» помещения и то, что уже есть. Решили поискать «заброшки», как это делают в других городах, и нашли завод. Правда, когда встретились с собственником завода Александром Олейником и рассказали ему идею, он сказал, что это – полная ерунда. Но помещение дал».

Владелец херсонского машиностроительного завода отдал в управление команде «Турбины» 3000 квадратных метров за 240 грн/м на 5 лет.

Хотите увидеть больше? Смотрите наш документальный репортаж и подписывайтесь на канал YouTube

Но на самом деле, перебивает сам себя Виталий, началось все с провала. Инициатива ревитализации «Турбины» не понравилась практически никому.

«Мы видели много подобных проектов в Европе, Канаде и несколько в Украине, поэтому хотели сразу сделать что-то большое, – рассказывает он. – Мы обратились к власти, к донорам, развернули целую кампанию, но не нашли отклик ни в одной из этих институций. Наверное, из-за нашей неопытности, романтизма, отсутствия приземленностей каких-то. Мы увидели недоверие, многие говорили: зачем нам ваше креативное пространство, лучше сделайте дороги, жилье бездомным и прочее – то, чем должна заниматься власть. И тогда мы решили сделать демо-версию, черновой вариант небольшими ресурсами, чтобы объяснить горожанам, что мы предлагаем».
Сейчас в Херсоне только одно место объединяет людей – это торговый центр «Фабрика». Но это грустно
Виталий Белобров
Так появился проект «Urban CAD» (Урбан Сад). Команда из 12 человек (друзья и коллеги Белоброва) вложила по тысяче долларов в создание временной просветительской платформы на базе завода, которая демонстрирует лучшие практики ревитализации индустриальных пространств, выносит лучшие идеи на обсуждение граждан и потихоньку готовит почву для запуска собственно «Турбины».

К «демо-версии» Белобров подключил в качестве креативной директорки Елену Афанасьеву – соосновательницу организации «Тотем». Участников организации знают в стране как проповедников контркультуры, открывших миру невероятного художника Стаса Волязловского (умер в 2018 году), который создал понятие шансон-арт, сохранивших наследие художницы наивного искусства Полины Райко, и создавших фестиваль Terra Futura, который объединяет общество вокруг осмысления настоящего и будущего Херсонщины. Однажды Афанасьева провела этот фестиваль на заброшенной обувной фабрике, которая могла стать потенциальной платформой для креативных индустрий, но вскоре была продана. Теперь она придумывает наполнение для «Урбан Сада» и будущей «Турбины».

За второй сезон на платформе «Урбан Сад» прошло более ста событий – форумы, семинары, фестивали, кинопоказы, театральные постановки, квесты. В пространстве на территории завода побывало около 30 тысяч человек – цифра, которую Виталий называет фантастической для Херсона. За два года существования «демо-версия» получила четыре международные премии. «Урбан Сад» вошел в десятку лучших городских проектов Европы, в рамках конкурса, проводившийся немецким фондом Роберта Боша. Виталий гордится таким успехом.
Сад идей
Кликни, чтобы перейти в сообщество
Так появился проект «Urban CAD» (Урбан Сад). Команда из 12 человек (друзья и коллеги Белоброва) вложила по тысяче долларов в создание временной просветительской платформы на базе завода, которая демонстрирует лучшие практики ревитализации индустриальных пространств, выносит лучшие идеи на обсуждение граждан и потихоньку готовит почву для запуска собственно «Турбины».
К «демо-версии» Белобров подключил в качестве креативной директорки Елену Афанасьеву – соосновательницу организации «Тотем». Участников организации знают в стране как проповедников контркультуры, открывших миру невероятного художника Стаса Волязловского (умер в 2018 году), который создал понятие шансон-арт, сохранивших наследие художницы наивного искусства Полины Райко, и создавших фестиваль Terra Futura, который объединяет общество вокруг осмысления настоящего и будущего Херсонщины. Однажды Афанасьева провела этот фестиваль на заброшенной обувной фабрике, которая могла стать потенциальной платформой для креативных индустрий, но вскоре была продана. Теперь она придумывает наполнение для «Урбан Сада» и будущей «Турбины».

За второй сезон на платформе «Урбан Сад» прошло более ста событий – форумы, семинары, фестивали, кинопоказы, театральные постановки, квесты. В пространстве на территории завода побывало около 30 тысяч человек – цифра, которую Виталий называет фантастической для Херсона. За два года существования «демо-версия» получила четыре международные премии. «Урбан Сад» вошел в десятку лучших городских проектов Европы, в рамках конкурса, проводившийся немецким фондом Роберта Боша. Виталий гордится таким успехом.
Правда, есть и страх: раз «Урбан Сад» достиг своей цели и убедил горожан в том, что «Турбина» нужна, значит, назад дороги нет. За короткий срок платформа должна найти инвестиции на полтора миллиона долларов, и с учетом того, что городские власти уже третий год игнорируют инициативу, задача кажется мало исполнимой. Но Белобров уверяет: у команды есть план, как найти такие деньги. Сейчас главное – довести до ума технический, инженерный проект, свести сметы и пройти разные бюрократические процедуры.
Правда, есть и страх: раз «Урбан Сад» достиг своей цели и убедил горожан в том, что «Турбина» нужна, значит, назад дороги нет. За короткий срок платформа должна найти инвестиции на полтора миллиона долларов, и с учетом того, что городские власти уже третий год игнорируют инициативу, задача кажется мало исполнимой. Но Белобров уверяет: у команды есть план, как найти такие деньги. Сейчас главное – довести до ума технический, инженерный проект, свести сметы и пройти разные бюрократические процедуры.

Виталий Белобров считает, что одна из ключевых ценностей Херсона – его история в контексте развития военно-морского флота и казачества.

«Ничего подобного в городе нет, поэтому мы хотим дерзнуть, – объясняет он. – Сейчас в Херсоне только одно место объединяет людей – это торговый центр «Фабрика». Но это грустно, потому что не должен ТРЦ быть основным местом сбора людей. Но в нашей реальности, к сожалению, это так».

Когда-то, вспоминает Белобров, перед ним встал выбор – уезжать из депрессивного региона или остаться. Решил остаться, и объясняет это так, как способен объяснить только глубоко верующий в изменения человек: «сначала нужно попытаться сделать все, что можем, и уж если мы, отпахав и сделав все возможное, поймем, что дальше тупик, то надо будет делать выводы».

«Я точно знаю, что таких людей будет еще больше, если мы не будем сдаваться, и будем действовать искренне, честно, показывать своими примерами, что не нужны миллиарды, чтобы поменять город, – говорит Виталий. – Не нужно быть жертвой. Нужно быть просто активным, стратегически мыслящим человеком и действовать».
Местные любят говорить, что в Херсонской области четыре моря. К известным морям добавляют соленое озеро Сиваш и Каховское водохранилище. На берегу последнего в 1952 году появилась Новая Каховка – город, построенный для строителей Каховской гидроэлектростанции посреди абсолютной степной пустоты. Сегодня здесь зарождается центр нойз-культуры, который выдвигает украинскую экспериментальную музыку на мировой уровень.
Местные любят говорить, что в Херсонской области четыре моря. К известным морям добавляют соленое озеро Сиваш и Каховское водохранилище. На берегу последнего в 1952 году появилась Новая Каховка – город, построенный для строителей Каховской гидроэлектростанции посреди абсолютной степной пустоты. Сегодня здесь зарождается центр нойз-культуры, который выдвигает украинскую экспериментальную музыку на мировой уровень.
Юрий Самсон встречает нас возле панельной пятиэтажки и проводит в свою квартиру, половину которой занимает звуковая аппаратура. Клавиши, звуковая панель, колонки разных габаритов, две или три гитары – в его пространстве все подчинено одной задаче: создавать музыку. В этом же доме, в подвале – что-то вроде репетиционной точки. Через несколько кварталов – гараж с музыкальной техникой и прокаченным советским байком, на котором Юра передвигается по городу. Еще через пару улиц – художественная галерея, где Юра периодически выступает. Неподалеку от нее – лучно-арбалетный тир, где он проводит фестивали «Кровь электрическая» и «BuddhaNoise», чтобы развивать в городе среду фанатов экспериментальной музыки.

«Когда-то я работал на Республиканском стадионе, и однажды мы там что-то очередное красили, а кто-то стал работать на газонокосилке, – так Юра описывает момент, когда он влюбился в то, что сейчас делает. – Она ездила часа два, и от этих звуков я буквально впал в транс. Я слушал эту газонокосилку, и это была прекрасная музыка. Один из тех моментов, когда ты удивляешься сам себе и испытываешь удовольствие от звучания городского шума».
Юрий Самсон, 46 лет

Хотите увидеть больше? Смотрите наш документальный репортаж и подписывайтесь на канал YouTube
Юру сложно назвать активистом: он слишком погружен в собственные мысли и проекты, чтобы участвовать в том общественном активизме, который мы привыкли считать основной формой сопротивления современной украинской действительности. Точнее, не так: ему самого себя сложно назвать каким-либо активистом, поскольку ключевая часть того, что он делает, противоречит всему активному по своей природе. Скажем так, он занимается тем, что учит людей вокруг глубокому погружению – в звуки, в атмосферу, в момент. А для такого погружения необходимо в определенном смысле бездействие, дзен. Вот этот странный вид активизма Самсон и олицетворяет.
Юру сложно назвать активистом: он слишком погружен в собственные мысли и проекты, чтобы участвовать в том общественном активизме, который мы привыкли считать основной формой сопротивления современной украинской действительности. Точнее, не так: ему самого себя сложно назвать каким-либо активистом, поскольку ключевая часть того, что он делает, противоречит всему активному по своей природе. Скажем так, он занимается тем, что учит людей вокруг глубокому погружению – в звуки, в атмосферу, в момент. А для такого погружения необходимо в определенном смысле бездействие, дзен. Вот этот странный вид активизма Самсон и олицетворяет.
Юрий Самсон начал заниматься музыкой два десятилетия назад с проекта «Библиотека Просперо» («сейчас заморожен», – констатирует он). Он играл в нем между работой на стройках и мебельных фабриках, где зарабатывал деньги на жизнь и на технику. Монотонная работа на шумных предприятиях позволяла погрузиться в мир звуков на сто процентов и получать столько вдохновения и музыкального материала, сколько сложно представить музыканту, для которого музыка является работой.

«Мы можем иногда выезжать на велосипедах, например, и записывать какие-то листья, деревья, бетонные конструкции, звуки в заводском цеху, – пытается объяснить Самсон то, как он живет. – Мы живем в эпоху сэмплирования, саунд-дизайна, и это дает возможность работы со звуками: ты можешь его порезать, понизить, растянуть, развернуть обратно – сделать что угодно».
Когда ты принял эту музыку, тебе трудно вернуться назад, слушать нормальные песни
Юрий Самсон
В 2016 году Юра придумал литературно-музыкальный фестиваль «Кровь электрическая» (название – отсылка к одноименному роману японского писателя и нойз-музыканта Кэндзи Сиратори) и фестиваль нойза BuddhaNoise. Оба фестиваля (Юра называет их мини-фестивалями, длинными концертами, которые идут в течение одного дня) проводятся в меняющихся локациях в Новой Каховке – то в галерее, то в тире, то еще где – и по наполнению могут сравниться с тернопольским «Гамселить», запорожским Creative Jazz Fans, киевским Next Sound. В среднем на каждое такое событие, говорит Самсон, приходит 22 человека. Кажется, он знает каждого постоянного слушателя по имени: быть любителем экспериментальной музыки в Новой Каховке – приятная редкость. Всех их, говорит Юра, объединяют общие ценности. Это небольшое, но сильное сообщество, участники которого активно участвуют в общественной жизни города и защищают базовые свободы.

«Это может звучать эгоистично, но я делаю все эти события, фестивали, для того, чтобы в месте, где я живу, развивался контекст, – говорит Самсон. – Чтобы мне самому было интересно здесь жить и было с кем говорить о музыке. Самого себя как музыканта я уже давно вижу в мировом контексте и работаю с европейскими лейблами, а здесь на месте мне важно, чтобы люди могли слушать новую, интересную музыку и общаться между собой».
Кровь электрическая
Кликни, чтобы перейти в сообщество
«Это может звучать эгоистично, но я делаю все эти события, фестивали, для того, чтобы в месте, где я живу, развивался контекст, – говорит Самсон. – Чтобы мне самому было интересно здесь жить и было с кем говорить о музыке. Самого себя как музыканта я уже давно вижу в мировом контексте и работаю с европейскими лейблами, а здесь на месте мне важно, чтобы люди могли слушать новую, интересную музыку и общаться между собой».
В 2016 году Юра придумал литературно-музыкальный фестиваль «Кровь электрическая» (название – отсылка к одноименному роману японского писателя и нойз-музыканта Кэндзи Сиратори) и фестиваль нойза BuddhaNoise. Оба фестиваля (Юра называет их мини-фестивалями, длинными концертами, которые идут в течение одного дня) проводятся в меняющихся локациях в Новой Каховке – то в галерее, то в тире, то еще где – и по наполнению могут сравниться с тернопольским «Гамселить», запорожским Creative Jazz Fans, киевским Next Sound. В среднем на каждое такое событие, говорит Самсон, приходит 22 человека. Кажется, он знает каждого постоянного слушателя по имени: быть любителем экспериментальной музыки в Новой Каховке – приятная редкость. Всех их, говорит Юра, объединяют общие ценности. Это небольшое, но сильное сообщество, участники которого активно участвуют в общественной жизни города и защищают базовые свободы.

Юрий Самсон отвечает на вопрос, зачем он делает то, что делает, вопросом: «И правда, зачем шаману фестиваль?..»
Юра немного лукавит, когда говорит, что делает все только ради себя. На самом деле он – такой себе шаман, который прививает окружающим новый вкус, новые практики.

«Когда ты принял эту музыку, тебе трудно вернуться назад, слушать нормальные песни, – говорит Самсон, тщательно подбирая слова. – Это как, например, вы решили погурманствовать, и что-то такое попробовали, что захватило все вкусовые рецепторы. А после этого вам дают гороховый суп. Ничего против горохового супа не имею, но это разный уровень. Кроме того, гурманской еды много не нужно. Эта работа немножко тоньше, чем ширпотреб. Большая часть поп-музыки работает сугубо на потребителя, который просто ее ест, потому что ему это готовят. А мы пытаемся претендовать на что-то поинтереснее. Как сказал один наш товарищ: «Мы пытаемся вас подтянуть в 21 век».
Авторка идеи проекта

Исполнительный продюсер видео-отдела

Режиссер

Режиссерка-постановщица

Продюсерка эпизодов

Сценаристка

Оператор-постановщик

Операторы

Режиссер монтажа

Дизайн графики

Анимация

Мультимедиа


Фото

Верстка

Тексты

Редактор текстов

Менеджер проекта
КАТЕРИНА СЕРГАЦКОВА

РОМАН СТЕПАНОВИЧ

РОМАН СТЕПАНОВИЧ

АНАСТАСИЯ КАНАРЕВА

АНАСТАСИЯ КАНАРЕВА

АНАСТАСИЯ КАНАРЕВА

БОГДАН КИНАЩУК

НИКОЛАЙ ДОНДЮК, РОМАН СТЕПАНОВИЧ

НИКИТА ДАНЕЧКИН

ДМИТРИЙ СИЛЬЧЕНКО

ТАНЯ ФРАНЦ

РОМАН СТЕПАНОВИЧ,
БОГДАН КИНАЩУК, НИКОЛАЙ ДОНДЮК


АНДРЕЙ БОЙКО

НАТАЛЬЯ САМСОНОВА

КАТЕРИНА СЕРГАЦКОВА

ДМИТРИЙ ФИОНИК

АНТОН СКИБА
Хотите увидеть больше?
Смотрите наш документальный репортаж
и подписывайтесь на канал YouTube
КАТЕРИНА СЕРГАЦКОВА

РОМАН СТЕПАНОВИЧ


РОМАН СТЕПАНОВИЧ

АНАСТАСИЯ КАНАРЕВА

АНАСТАСИЯ КАНАРЕВА

АНАСТАСИЯ КАНАРЕВА

БОГДАН КИНАЩУК

НИКОЛАЙ ДОНДЮК,
РОМАН СТЕПАНОВИЧ

НИКИТА ДАНЕЧКИН

ДМИТРИЙ СИЛЬЧЕНКО

ТАНЯ ФРАНЦ

РОМАН СТЕПАНОВИЧ,
БОГДАН КИНАЩУК,
НИКОЛАЙ ДОНДЮК


АНДРЕЙ БОЙКО


НАТАЛЬЯ САМСОНОВА

КАТЕРИНА СЕРГАЦКОВА

ДМИТРИЙ ФИОНИК

АНТОН СКИБА
Авторка идеи проекта

Исполнительный продюсер
видео-отдела

Режиссер

Режиссерка-постановщица

Продюсерка эпизодов

Сценаристка

Оператор-постановщик

Операторы


Режиссер монтажа

Дизайн графики

Анимация

Мультимедиа



Фото

Верстка

Тексты

Редактор текстов

Менеджер проекта