КЛАРНЕТ ЮРГЕНА

Как музыка и философские вопросы изменили жизнь одного закарпатского села

#Підпалюй!
Большой мультимедийный спецпроект про чейндж-мейкеров, активистов и активисток, которые своими инициативами меняют города. Они меняют правила, вдохновляют и ведут за собой. Мы рассказываем 30 уникальных историй через серию op-doc (документальные репортажи с художественными элементами) и мультимедийных репортажей.

Подписывайтесь на новости о проекте в нашем
Facebook, Instagram, Twitter и Тelegram.
Спецпроект выполняется в рамках проекта «Укрепление общественного доверия» (UCBI), финансируемого Агентством США по международному развитию (USAID).
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал:
оперативно и коротко о важном.
Текст: Катерина Сергацкова
Фото: Андрей Бойко
Мультимедиа: Богдан Кинащук, Никита Данечкин
Верстка: Наталья Самсонова

Внимание!
Выбор героев и стиль повествования может
не совпадать с вашими ожиданиями.
Опубликовано: 13.02.2019
Команда Пiдпалюй побывала в закарпатском селе Нижнее Селище, и выяснила, как этот населенный пункт начал превращаться в культурную столицу региона.

В верхней части Нижнего Селища, на взгорье, стоит красный дом, в котором живет Юрко Буковинец. Никто из местных толком не может определить его профессию: одни говорят – музыкант, другие – бизнесмен, третьи подозревают, что он что-то «знает». Непростой человек.
Команда Пiдпалюй побывала в закарпатском селе Нижнее Селище, и выяснила, как этот населенный пункт начал превращаться в культурную столицу региона.

В верхней части Нижнего Селища, на взгорье, стоит красный дом, в котором живет Юрко Буковинец. Никто из местных толком не может определить его профессию: одни говорят – музыкант, другие – бизнесмен, третьи подозревают, что он что-то «знает». Непростой человек.

Карту Нижнего Селища нарисовали во время одного из фестивалей «Птах». На ней изображены практически все фермы и социальные предпринимательства села.

Нижнее Селище разбросано между горами недалеко от границы с Румынией. Местность мистическая: в каждом третьем дворе стоят деревянные кресты выше человеческого роста, а на верхушке – изображение Иисуса в терновом венке. Кресты украшены то гирляндами, то ветками. Местные жители соревнуются, у кого крест выйдет краше, – об этом пишет пресса. В центре села – храм Украинской православной церкви. До второй мировой войны здесь жило много евреев и ромов, теперь – в основном украинцы, русины и немцы.

В соседних селах народ либо бедствует, либо промышляет контрабандой. Многие закарпатцы делают деньги на нелегальной торговле через границу. 150 км украино-венгерского кордона представляют собой частные земельные участки, к которым пограничники почти не имеют доступа – такая себе «серая зона». Но все это не про Нижнее Селище. Здесь есть десяток прибыльных ферм, на которых работают местные, проходит один из интереснейших в регионе театральных фестивалей.

«В Нижнем Селище все как-то наоборот. Они даже вместо «смотри» говорят «ныкай», – объясняет таксист.

Сам он, по его рассказам, – бывший контрабандист, пять лет перевозивший ящики с сигаретами в Европу и заработавший на этом неплохой капитал. Теперь промышляет недвижимостью и перевозками. Но это другая история успеха. В Нижнем Селище все иначе.

Однажды, в конце девяностых, в селе появился Юрко Буковинец. Буквально с неба свалился – прилетел из Франции.
Идеальный мир – это чтобы человек не был циником. Чтобы человек, который видит, как другой человек страдает, был готов протянуть руку
Юрген Крефтнер
Долго и здорово

Музыкант Юрген Крефтнер родился в 1961 году в Вене в зажиточной семье немки и австрийца. Его родители, пережившие Вторую мировую, прилагали много усилий для обустройства домашнего очага. Но юного Юргена быт не привлекал. Ему, как и многим детям родителей, переживших войну, хотелось полной свободы.
Долго и здорово
Музыкант Юрген Крефтнер родился в 1961 году в Вене в зажиточной семье немки и австрийца. Его родители, пережившие Вторую мировую, прилагали много усилий для обустройства домашнего очага. Но юного Юргена быт не привлекал. Ему, как и многим детям родителей, переживших войну, хотелось полной свободы.
Юрген Крефтнер, 57 лет

Хотите увидеть больше? Смотрите наш документальный репортаж и подписывайтесь на канал YouTube
В 18 лет он уехал учиться во Францию, где присоединился к молодому европейскому кооперативу «Лонго Май». Это словосочетание переводится с окситанского диалекта французского примерно так: «Пусть будет долго и здорово». Означает приветствие.

Кооперативное движение «Лонго Май» возникло в 1973 году как реакция на события, последовавшие после революционного 1968-го в европейских странах. В его родной Австрии, например, на студентов, выступавших против диктатуры и вмешательства церкви в общественные процессы, и оказывавших поддержку беженцам, нападали группы неонацистов.

Студенты вынуждены были бежать сначала в Швейцарию, потом – на юг Франции. Вместе с единомышленниками эти студенты основали сельскохозяйственный кооператив на месте заброшенной фермы в маленьком селе Лиман. Это была попытка обустроить собственный идеальный мир.

В подвале дома коммуны оборудована лаборатория по проявке пленки и печати фотографий. В ней иногда работают фотографы – друзья Юргена Крефтнера.

В конце девяностых Юрген Крефтнер решил расширить пределы своего идеального мира. В поисках настоящего фольклора приехал в Украину, побывал в Закарпатье. И остался: влюбился в украинку. Вскоре он вместе с парой единомышленников создал в Нижнем Селище небольшую коммуну «Лонго Май».

Выбрали участок в верхней части села, посреди закарпатского леса, и возвели красный глиняный дом – как основу идеального мира.

«Идеальный мир, – говорит Юрген, – это чтобы человек не был циником. Чтобы человек, который видит, как другой человек страдает, был готов протянуть руку. Чтобы он не говорил: он чужой или он черный, или он еврей, или он сам виноват. Если человек – значит он солидарный, он щедрый, он не беспокоится о том, чтобы для себя иметь больше».
Мы чуть-чуть изменили текст оригинала. Дело в том, что речь Юргена – это смесь русского, английского и французского, с вкраплениями украинского и местного диалекта. Впрочем, все понятно, и для закарпатцев не в диковинку. Слово «ныкай» Юрген знает. И одно это делает его здесь своим.

Сегодня в коммуне «Лонго Май», в красном глиняном доме, живут четверо взрослых и двое детей (дети не считаются членами коммуны, пока не сделали сознательный выбор). Помимо Юргена члены коммуны-кооператива – его жена Ольга Зубик, а также Найля Ибрагимова и Татьяна Белоусова.
Мы чуть-чуть изменили текст оригинала. Дело в том, что речь Юргена – это смесь русского, английского и французского, с вкраплениями украинского и местного диалекта. Впрочем, все понятно, и для закарпатцев не в диковинку. Слово «ныкай» Юрген знает. И одно это делает его здесь своим.

Сегодня в коммуне «Лонго Май», в красном глиняном доме, живут четверо взрослых и двое детей (дети не считаются членами коммуны, пока не сделали сознательный выбор). Помимо Юргена члены коммуны-кооператива – его жена Ольга Зубик, а также Найля Ибрагимова и Татьяна Белоусова.
Ольга занимается преподаванием и бизнес-процессами. Найля, будучи экологической активисткой из России, помогает вынужденным переселенцам и детям с Донбасса, организовывает для них поездки на Закарпатье и заполняет программу северодонецкой организации «Тумблер» (о «Тумблере» – в следующих эпизодах Пiдпалюй). А Татьяна руководит театральной студией «Чига-Бига», организовывает фестиваль «Птах» и другие культурные мероприятия. Вместе они занимаются развитием бизнеса коммуны. Бюджет – общий.

В активе «Лонго Май» Нижнего Селища – гостевой дом SargoRigo в центре села, на территории бывшей школы. Там селятся иностранные туристы, проходят репетиции и встречи активистов из разных мест. Также коммуна владеет цехом по производству натурального сока, джема и пастилы из местных закарпатских яблок.

Сейчас Юргену 57. Его запросто можно представить каким-нибудь сквозным персонажем у Дэвида Линча: взрослый, седой, несколько отрешенный худощавый мужчина в свитере ручной вязки, шагает в высоких резиновых сапогах по заснеженному двору, окруженному горами и густым лесом, от дома к подсобке и обратно.

Поначалу ему здесь было сложно.
Кликни, чтобы перейти в сообщество
В гостевом доме SargoRigo, во время подготовки к фестивалям и культурным событиям, можно встретить всех самых активных жителей села.
Для француза, например, слово «коммуна» понимается просто.
В Украине это понять тяжелее
Юрген Крефтнер
Привлекательный хаос

«Для француза, например, слово «коммуна» понимается просто, – говорит Крефтнер. – В Украине это понять тяжелее. Надо в первую очередь уточнить, что коммуна наша – не религиозная. Коммуна значит, что люди живут без иерархии, без собственных доходов. Доходы есть, но они считаются общими. У всех коммун «Лонго Май» есть экономическая база для того, чтобы быть активным двигателем в обществе. Но даже в Европе мы не говорим, что живем в коммуне. Мы говорим, что живем в коллективе или кооперативе. Мы тут занимаемся серьезными делами, у нас важно, чтобы имелся акцент на какой-то солидарный образ жизни».
Привлекательный хаос
«Для француза, например, слово «коммуна» понимается просто, – говорит Крефтнер. – В Украине это понять тяжелее. Надо в первую очередь уточнить, что коммуна наша – не религиозная. Коммуна значит, что люди живут без иерархии, без собственных доходов. Доходы есть, но они считаются общими. У всех коммун «Лонго Май» есть экономическая база для того, чтобы быть активным двигателем в обществе. Но даже в Европе мы не говорим, что живем в коммуне. Мы говорим, что живем в коллективе или кооперативе. Мы тут занимаемся серьезными делами, у нас важно, чтобы имелся акцент на какой-то солидарный образ жизни».

Юрген Крефтнер отыскивает украинский фольклор, который еще сохранился в закарпатских селах. В его родной Австрии найти людей, хранящих давние. музыкальные традиции, практически невозможно.

Солидарный образ жизни, по Крефтнеру, – это, например, оказывать помощь беженцам. В доме, который построил Юрген, часто гостят вынужденные переселенцы с Донбасса и россияне, выехавшие из России из-за репрессий. Юрген считает, что беженцы – самые незащищенные в мире люди, и помогать им значит освобождаться от цинизма.

Австрийцу было почти сорок, когда он решил поселиться в закарпатском селе. Ему было тяжело начинать жизнь с нуля, особенно – без знания языка и местных правил.

«Жить в коммуне в Украине, в постсоветском пространстве было, конечно, совсем парадоксально. Но мне стало интересно вот это противоречие – перевести наши идеи, лонгомайские, в этот контекст, в пространство совковое и постсовковое. Это был для меня такой challenge. Здесь привлекательное – хаос. Я перенес две с половинной революции, пока жил в Украине…»

В первые годы, говорит Юрген, жители Нижнего Селища воспринимали его «как ходячий мешок денег» – просили помочь сделать визы в Европу, например, – и подозревали в том, что он приехал сюда, чтобы наживаться на местных ресурсах.

Юрген вспоминает: в начале «нулевых» «Лонго Май» привез в поселок инвестиции на открытие сыроварни. Правительство Швейцарии выделило грант, а Юрген занялся важнейшим для производства сыра вопросом – проведением чистой воды. С водой здесь проблемы. Он нашел способ провести ее из источника, который находится в 4 км от села.

Хотите увидеть больше? Смотрите наш документальный репортаж и подписывайтесь на канал YouTube
«Местные сначала не поверили, – говорит Юрген. – Про нас говорили, что «французы» – меня по-прежнему некоторые называют французом – собираются взять под контроль воду и продавать ее в бутылках. Мы говорили, что это не так. Но ты можешь говорить, что хочешь, – если они начали так думать, то будут так думать долго. Я решил, что нам нужно построить бювет в центре села, чтобы вода была доступна всем. В итоге мы провели воду не только для сыроварни, а и для школы, амбулаторий, садика. И когда мы открыли тот бювет, я почувствовал, что отношение к нам поменялось».

Были и другие истории «соприкосновения культур». Однажды местная жительница спросила Юргена, в какую церковь он ходит, а когда он сказал, что не ходит ни в какую церковь, стала расспрашивать, почему. Юрген говорит, что он ту женщину мягко отшил. С каждым из участников коммуны в разное время происходило нечто подобное. В Нижнем Селище не принято не ходить в церковь...
Творчество и бизнес

Из окна в кабинете Юргена на третьем этаже открывается вид на Карпаты. Австриец часто смотрит на горы, когда сидит за рабочим столом. На столе – ноутбук, ноты и кларнет. Юрген, ко всему прочему, – сооснователь и кларнетист этно-фолк-коллектива Hudaki Village Band (попросту – Гудаки), который состоит из музыкантов Хустского района.
Творчество и бизнес
Из окна в кабинете Юргена на третьем этаже открывается вид на Карпаты. Австриец часто смотрит на горы, когда сидит за рабочим столом. На столе – ноутбук, ноты и кларнет. Юрген, ко всему прочему, – сооснователь и кларнетист этно-фолк-коллектива Hudaki Village Band (попросту – Гудаки), который состоит из музыкантов Хустского района.
Chalamada – группа, живущая в Хустском районе. Они дружат с коммуной и участвуют в большинстве локальных событий
Этот коллектив, как это часто бывает, больше известен за границей, нежели в Украине. В 2010 году музыкантов назвали лучшей фолк-группой Европы на крупнейшем фолк-фестивале Plauener Folkherbst.
Этот коллектив, как это часто бывает, больше известен за границей, нежели в Украине. В 2010 году музыкантов назвали лучшей фолк-группой Европы на крупнейшем фолк-фестивале Plauener Folkherbst.

По всему Нижнему Селищу растут яблочные деревья, много заброшенных садов. Коммуна «Лонго Май» планирует возродить здесь садоводство.

Примерно треть своего времени музыканты гастролируют по Швейцарии, Германии, Франции, называют себя своего рода заробитчанами – много времени проводят вне дома. Юрген говорит, что европейцы, как и он сам, ценят народную музыку, передающуюся через поколения, а в Нижнем Селище он как раз нашел единомышленников, местных музыкантов, которые хранят культурные традиции Закарпатья и вплетают их в современный контекст.

Юрген называет бизнесом гастроли «Гудаков». Но за 17 лет существования коллектива это еще ни разу не принесло существенной прибыли: музыканты фактически финансируют сами себя.

Творчество, бизнес и благотворительность для «Лонго Май» – это не противоречие, а составные части одной философии. Скажем, сегодня участники кооператива собираются возродить яблочные сады старых закарпатских сортов, которые после распада Союза оказались по большей части заброшены. Коммуна взяла в аренду землю, и этой весной там начнут сажать яблони, сливы и груши. Если повезет, новые сады начнут плодоносить через 8 лет. Четверть бюджета от этого бизнеса «Лонго Май» будет идти на социальные проекты для села.
Дом с двумя крышами

Сердце Нижнего Селища – дом культуры. После распада Союза и до начала нулевых здание пустовало. Теперь в нем гудит жизнь. В 2011 году директором ДК стал перкуссионист «Гудаков» Василий Рущак.
Дом с двумя крышами
Сердце Нижнего Селища – дом культуры. После распада Союза и до начала нулевых здание пустовало. Теперь в нем гудит жизнь. В 2011 году директором ДК стал перкуссионист «Гудаков» Василий Рущак.
Слава Кошан, 28 лет

Хотите увидеть больше? Смотрите наш документальный репортаж и подписывайтесь на канал YouTube
В кафе ДК нас встречает Слава Кошан, один из ключевых активистов села. Стены в помещении завешаны черно-белыми фотографиями сельских пейзажей, которые сделали местные подростки, ученики Славы. Будучи школьником Кошан познакомился с Татьяной Белоусовой в театральной студии, которую она в то время только основала. Теперь он вместе с ней организовывает фестиваль искусства «Птах» и ведет школу кино и фотографии для школьников. Параллельно зарабатывает клоунадой, входит в число сельских депутатов (это волонтерская должность, зарплаты нет) и представляет местное отделение международной молодежной ассоциации YMCA.

Внутри ДК выглядит как обычная сельская забегаловка, с флегматичными официантками и традиционно выпивающими с самого утра посетителями. Посреди холла, на стене, висит кусок красной баннерной ткани. Легким движением руки Слава приподнимает баннер, а за ним – внезапно – лестница.
«Ныкай!» – «Смотри!» – как бы говорит он, приглашая вглубь этой кроличьей норы. За баннером – другой мир. Лестницы, коридоры, спортивные секции, кабинеты, еще лестницы. Одна из них – деревянная – ведет на крышу, а оттуда – еще выше.

В Доме культуры Нижнего Селища крыш – две. Одна над другой. Первая – плоская, олицетворяет «совок», объясняет Кошан, а вторую построили где-то в 2010-м, и вот между двумя крышами сегодня происходят, говорит он, «проекты».

Главный проект – «Птах». Все это начиналось как театральный неконкурсный фестиваль для детей и постепенно переросло в такой себе сюрреалистичный летний перформанс для всех. Между новой и старой крышами натянуты, еще с прошлого фестиваля, флуоресцентные нити-паутинки. К потолку подвязаны картины Славиного друга, художника, – он, акцентирует Слава, написал их во время затяжной депрессии.

Свет в помещение пробивается из маленького окна в крыше. Как только солнце заходит, остается лишь зловещий едко-зеленый свет от паутинки.

«У нас тут на крыше свободное пространство, – ведет экскурсию Слава. Мы записываем интервью прямо там, под паутинками и парящими под потолком картинами. – Художники делают, например, из мусора инсталляции. Однажды был мертвый голубь в картине – красиво!»
Кликни, чтобы перейти в сообщество
Хотите увидеть больше? Смотрите наш документальный репортаж и подписывайтесь на канал YouTube
Культурная столица

Слава говорит, что он и его единомышленники считают свое село (хотя и добавляет, что в шутку) культурной столицей Закарпатья:

«Нижнее Селище – это такой разлом, наверное, потому что в нем помещается много жизни, – говорит он. – Здесь всегда были какие-то активные люди, которые заботились о том, чтобы тут было развитие. Вот ты хочешь послушать джаз? Тогда тебе придется пригласить джазовый коллектив, чтобы его тут послушать».

Активист считает, что настоящее развитие села началось с «нулевых», когда появилась коммуна, «Гудаки» и студия «Чига-Бига». Вокруг театральной мастерской Белоусовой завертелись вечеринки, мастерские, разные культурные движения, в том числе – фестиваль «Птах».
Культурная столица
Слава говорит, что он и его единомышленники считают свое село (хотя и добавляет, что в шутку) культурной столицей Закарпатья:

«Нижнее Селище – это такой разлом, наверное, потому что в нем помещается много жизни, – говорит он. – Здесь всегда были какие-то активные люди, которые заботились о том, чтобы тут было развитие. Вот ты хочешь послушать джаз? Тогда тебе придется пригласить джазовый коллектив, чтобы его тут послушать».

Активист считает, что настоящее развитие села началось с «нулевых», когда появилась коммуна, «Гудаки» и студия «Чига-Бига». Вокруг театральной мастерской Белоусовой завертелись вечеринки, мастерские, разные культурные движения, в том числе – фестиваль «Птах».
«Птах – это такое место, где дети могут найти свою частичку искусства, – поясняет Слава. – Сначала это были только театральные постановки и мастер-классы. Потом дошло до того, что мы начали добавлять другие виды искусства – цирк, фото, видео… Сейчас планируем сосредоточиться на лабораторной работе, таким образом, чтобы разные коллективы смогли объединиться со сторонним режиссером и драматургом и сделать что-то совместное. Главная цель фестиваля – чтобы искусство не было развлечением, а стало примером, методом развития».
«Птах – это такое место, где дети могут найти свою частичку искусства, – поясняет Слава. – Сначала это были только театральные постановки и мастер-классы. Потом дошло до того, что мы начали добавлять другие виды искусства – цирк, фото, видео… Сейчас планируем сосредоточиться на лабораторной работе, таким образом, чтобы разные коллективы смогли объединиться со сторонним режиссером и драматургом и сделать что-то совместное. Главная цель фестиваля – чтобы искусство не было развлечением, а стало примером, методом развития».
Я хочу, чтобы тут что-то менялось, и даже если уеду – чтобы Нижнее Селище оставалось тем местом, где можно просто жить и отдыхать.
Слава Кошан
Важная и злободневная тема в рамках «Птаха» (и личных кинопроектов Славы Кошана) – зарабитчане. Одной из его первых видеоработ были короткие истории о жизни детей, которые растут без родителей, потому что родители – на заработках в Европе. Теперь Слава обучает киноискусству школьников. И у большинства из них родители – заробитчане.
Важная и злободневная тема в рамках «Птаха» (и личных кинопроектов Славы Кошана) – зарабитчане. Одной из его первых видеоработ были короткие истории о жизни детей, которые растут без родителей, потому что родители – на заработках в Европе. Теперь Слава обучает киноискусству школьников. И у большинства из них родители – заробитчане.
Хотите увидеть больше? Смотрите наш документальный репортаж и подписывайтесь на канал YouTube
«Закарпатье – один из таких регионов, откуда заробитчане всегда выезжали, и всегда возвращались, – говорит он. – Чем это хорошо? Наверное, тем, что повышается благосостояние. А плохо тем, что куча детей растут без родителей. Но вот я хочу, чтобы тут что-то менялось, и даже если уеду – чтобы Нижнее Селище оставалось тем местом, где можно просто жить и отдыхать. И чтобы я мог вернуться и увидеть, что вот – дерево, когда-то посаженное мной».

Слава спускается с крыши, закрывает ее на замок и выходит через баннер – кроличью нору – в будничный сельский мир. Он спешно выпивает в кафе местной настойки и убегает по делам. В Нижнем Селище у него много дел.

На дворе солнце. В хорошую погоду из окна кабинета Юрка Буковинца видно Говерлу. Он всегда смотрит на горы, когда сидит за столом. А на столе всегда лежит кларнет. Никто не знает, какую мелодию он играет в эти минуты.
Авторка идеи проекта

Исполнительный продюсер видео-отдела

Режиссер

Режиссерка-постановщица

Продюсерка эпизодов

Сценаристка

Оператор-постановщик

Операторы

Режиссер монтажа

Дизайн графики

Анимация

Мультимедиа


Фото

Верстка

Тексты

Редактор текстов

Менеджер проекта
КАТЕРИНА СЕРГАЦКОВА

РОМАН СТЕПАНОВИЧ

РОМАН СТЕПАНОВИЧ

АНАСТАСИЯ КАНАРЕВА

АНАСТАСИЯ КАНАРЕВА

АНАСТАСИЯ КАНАРЕВА

БОГДАН КИНАЩУК

НИКОЛАЙ ДОНДЮК, РОМАН СТЕПАНОВИЧ

НИКИТА ДАНЕЧКИН

ДМИТРИЙ СИЛЬЧЕНКО

ТАНЯ ФРАНЦ

РОМАН СТЕПАНОВИЧ,
БОГДАН КИНАЩУК, НИКОЛАЙ ДОНДЮК


АНДРЕЙ БОЙКО

НАТАЛЬЯ САМСОНОВА

КАТЕРИНА СЕРГАЦКОВА

ДМИТРИЙ ФИОНИК

АНТОН СКИБА
Хотите увидеть больше?
Смотрите наш документальный репортаж
и подписывайтесь на канал YouTube
КАТЕРИНА СЕРГАЦКОВА

РОМАН СТЕПАНОВИЧ


РОМАН СТЕПАНОВИЧ

АНАСТАСИЯ КАНАРЕВА

АНАСТАСИЯ КАНАРЕВА

АНАСТАСИЯ КАНАРЕВА

БОГДАН КИНАЩУК

НИКОЛАЙ ДОНДЮК,
РОМАН СТЕПАНОВИЧ

НИКИТА ДАНЕЧКИН

ДМИТРИЙ СИЛЬЧЕНКО

ТАНЯ ФРАНЦ

РОМАН СТЕПАНОВИЧ,
БОГДАН КИНАЩУК,
НИКОЛАЙ ДОНДЮК


АНДРЕЙ БОЙКО


НАТАЛЬЯ САМСОНОВА

КАТЕРИНА СЕРГАЦКОВА

ДМИТРИЙ ФИОНИК

АНТОН СКИБА
Авторка идеи проекта

Исполнительный продюсер
видео-отдела

Режиссер

Режиссерка-постановщица

Продюсерка эпизодов

Сценаристка

Оператор-постановщик

Операторы


Режиссер монтажа

Дизайн графики

Анимация

Мультимедиа



Фото

Верстка

Тексты

Редактор текстов

Менеджер проекта