З нуля. Вибухи в Ічні, санкції щодо 112 та NewsOne і бездіяльність влади
У нас принято говорить, что после российской агрессии Украина создавала армию практически с нуля. Эта фраза произносится с гордостью, хотя, по-хорошему, в ней должно быть больше ужаса от осознания, в каком состоянии оказалась обороноспособность страны. О том, насколько продвинулось военное строительство, свидетельствуют, в частности, регулярные взрывы арсеналов, очередное масштабное ЧП произошло на артскладах под Ичней. Удивительно ли, ведь за предыдущие никто не понес ответственности.
Скандал вокруг высокопоставленного долларового миллионера – сотрудника СБУ Сергея Семочко, переведенного на должность первого заместителя главы Службы внешней разведки, показал, что и в этой сфере, местами, ноль – слишком высокая оценка, речь, скорее, об отрицательных значениях. А уровень реакции политического руководства на скандал лишний раз демонстрирует, что в информационной политике дела обстоят не лучше, как, собственно, и в самом политическом руководстве.
К показательным случаям можно отнести и запоздалую попытку разобраться с телеканалами 112 и NewsOne, «вдруг» оказавшимися не просто оппозиционными, а откровенно пророссийскими. На их фоне даже забыли об Интере, который представлялся когда-то плевком в лицо украинскому патриотизму. Активно поучаствовав в раскрутке мутных проектов, явно создававшихся с дальним прицелом, представители власти теперь забили тревогу и пытаются изображать принципиальность. Причем не раньше, чем кум российского президента Виктор Медведчук открыто продемонстрировал свою прямую причастность к каналам.
За годы войны не только не создана система противодействия вражеской пропаганде, не выстроено сколько-нибудь качественное информационное пространство. Внутри страны просто взращен мощный медийный куст (вспомним еще работу холдингов Сергея Курченко и Игоря Гужвы), в котором реваншисты открыто смыкаются с Кремлем, и ничего, оказывается, с этим поделать нельзя. В ходу издевательский мем «тупо нет полномочий» (его активно использовала херсонская активистка Катерина Гандзюк, на которую 31 июля 2018 года было совершено покушение – ред). Нацрада по вопросам телевидения и радиовещания умыла руки, а когда стало совсем невмоготу, перекинула проблему Верховной Раде. Та, в свою очередь, отшвырнула ее Совету национальной безопасности и обороны. Классическая картина упадка государственных институтов, когда тот, кто должен нести ответственность и принимать меры, ничего не несет и не принимает, а кто мог бы, всячески этого избегает.
Чтобы не потерять остатки веры если не в добро, то хотя бы в разум, пусть и коварный, предполагают наличие каких-то специальных договоренностей между Петром Порошенко и Виктором Медведчуком, влияние которого с началом войны с Россией не только не исчезло, а многократно преумножилось. Президенту, выступающему кандидатом в президенты, действительно выгодно явить себя в качестве единой фигуры на патриотическом фланге, противостоящей супостатам – бывшим регионалам и фаворитам Кремля. Договориться об игре в две руки с супостатами, теоретически, можно. Практически же куда проще и жизненней предположить политическое безволие и бездумие, отсутствие прочной ценностной позиции, неспособность мыслить стратегически и на опережение.
Диверсия на котором уже подряд арсенале – это разве результат сговора в верхах? Обычная преступная халатность, ставшая едва не нормой. Так и в случае тотальной информационной уязвимости: ну что, опять провтыкали…
Нынешний электоральный цикл раскручивается при полном медийном доминировании оппозиционного лагеря. Причем границы между оппозиционностью и откровенной антиукраинской заряженностью предельно размыты, что позволяет при малейших неприятностях заявлять о покушении на свободу слова. Если за этим и правда стоит сознательная игра в поддавки, то это такое же преступление, как нежелание, неспособность или непонимание важности информационного фронта. Здесь склады не взрываются, их просто даже не стали строить, зато позволили врагу выстроить свои. То, что в рейтингах реваншисты пока не в состоянии вырваться на ведущие позиции, заслуга совсем не власти, а народа, проявляющего в общей массе куда большую этическую разборчивость, чем позволяют себе «лидеры».
Не только армию, информпространство, политику – страну нужно строить с нуля. Причем во всех смыслах. На фронте «нулем» называют передовые посты, дальше за которыми только враг. Еще «нулями» кличут пустых, бесполезных и вредных в своей бесполезности людей. Вот исходная позиция, из которой придется действовать. Бездействие гарантировано принесет новые взрывы.