Змішали з лайном. Ройтбурд та боротьба культури з мафією
Однажды один из самых известных и уважаемых художников Украины Александр Ройтбурд выиграл конкурс на должность директора Одесского художественного музея. Его жизнь мгновенно превратилась в ад, а Одесса, которую многие до сих пор привыкли считать столицей ванильных селфи, устриц под шампанское и праздной богемы, наконец показала всем свое истинное лицо. Одесса не то что «давно уже не та» – она такой, кажется, никогда и не была.
С первого дня, после оглашения результатов конкурса, одесские СМИ начали выдавать удивительные заметки про художника, по стилистике больше похожие на доносы. Я перечислю здесь самое замечательное: «Ройтбурд – порнограф, антисемит, ж*д»,«Ройтбурд хочет быть директором музея, чтобы украсть оттуда все ценные работы и купить за деньги одесситов свои же картины». Но лучшее, что придумали местные «интеллектуалы»: «Ройтбурд рисует картины говном» (очень советую посмотреть видео). И, судя по тому, что вскоре после этого депутаты областного совета проголосовали против назначения художника, именно это и повлияло на их решение. Согласитесь, никто не будет рад тому факту, что художественный музей возглавляет художник, который пишет картины фекалиями.
На самом деле, печальный факт состоит в том, что Ройтбурд не смог бы стать директором музея, даже если бы всей этой грязи в СМИ не было. Как любое общество заслуживает того президента, которого выбрало, так и главой художественной институции становится тот, кто отражает реальную ситуацию в художественной среде. Художественной среды в Одессе уже довольно долгое время не существует. Нет художественного вуза, который мог бы формировать местную школу, и культурных менеджеров фактически не осталось – они либо уехали, либо умерли. Критиков искусства, которые могли бы влиять на процессы, в Одессе тоже нет. Даже те культурные площадки, которые появились за последнее время, либо закрылись, либо оказались на грани уничтожения, как, например, «Зеленый театр». Все, кто занимается околокультурными вопросами в Одессе, еле сводят концы с концами. Как результат – в Одессе не знают ничего о современном искусстве, не понимают культурные процессы, не видят свой город в общенациональном и общемировом контексте.
Причина у этой тотальной деградации в принципе одна – местная мафия, плотно сросшаяся с местной властью. Одесса живет бесконечными договорняками, махинациями с землей и недвижимостью, продажей мест в госорганах. В одном из самых красивых городов страны грязно, пыльно, жилищные коммуникации держатся на соплях, а любой отель по уровню сервиса и общему антуражу больше похож на бордель. Неужели городу с такими проблемами, какие в 2018 году позорно иметь мультикультурному миллионнику, нужен художник мирового значения в качестве главы музея? Естественно, нет. Ройтбурд для этой должности просто опасен. Он отлично знает местные расклады, понимает, кто где ворует, и может использовать служебное положение для раскрытия многочисленных схем.
Для сегодняшней Одессы Ройтбурд, конечно, позор, как говорится на плакатах «представителей общественности», которые выходили на днях на митинг под облсовет против его назначения. В свою очередь, «представители общественности», вероятно, не осознают, что сегодняшняя Одесса – это позор для всей страны и для всех, кто любит или когда-то любил эту «жемчужину у моря». Выступая в коалиции с депутатами «оппозиционного блока» и мафией, которая рулит городом, они вкапывают эту «жемчужину» в морское дно. Как сказал сам Ройтбурд: «Сейчас весь мир скатывается в новое средневековье и антимодерн». А его родной город, кажется, оттуда и не вылезал.