Загадка синьої руки. Що за арт-об’єкт навпроти Бессарабки
Недавно в центре Киева появился новый арт-объект, который жители тут же прозвали «синяя рука». Кажется, рука оказалась не в том месте, не в то время, но в остальном, она ни в чем не виновата. Этот кейс в очередной раз показывает, как благие намерения приводят к сомнительным результатам, особенно когда речь идет о таком идеологически заряженном публичном пространстве, как место бывшего памятника Ленину. В итоге, все сводится к вопросу о том, кто и как может или должен устанавливать художественные объекты в публичном пространстве города?
Короткое резюме всей имеющийся информации, опубликованной в украинских изданиях сразу после установки объекта. 27 сентября на бульваре Шевченко, в нескольких метрах от пустующего постамента памятника Ленину, появился арт-объект «Средний путь» румынского художника Богдана Раци. Объект изображает гигантскую руку, символизирует дружбу и общение. При поддержке посольства Румынии в Украине «Средний путь» установлен временно, но успел вызвать бурную реакцию СМИ и пользователей социальных сетей.
Киевская городская администрация в фейсбуке анонсировала открытие проекта, связанного с программой киевского городского головы Виталия Кличко «Киев – город мира». Все остальное озадаченным киевлянам пришлось додумывать самостоятельно, чем они собственно и занялись с большим энтузиазмом.
Удивление и интерес проект вызвал не только у жителей города. Уже на следующий день, 28 сентября, народный депутат Николай Скорик направил официальный запрос на имя Виталия Кличко с просьбой разъяснить, на каких правовых основаниях и на какой срок был возведен данный арт-объект? Какие мероприятия по исследованию общественного мнения были проведены Киевским городским советом или Киевской городской государственной администрацией? Согласована ли установка объекта с Государственной архитектурно-строительной инспекцией?
Вопросы закономерные. Часть из них вероятно отпала бы, будь в официальной коммуникации организаторов чуть больше информации о художественном проекте. В поисках ответов обращаюсь к галерее Nasui Collection & Gallery, организаторам проекта «Перемещающиеся памятники», частью которого является «Средний путь».
Инициатива стартовала в 2014 году и кроме путешествующей руки Богдана Раци, включает в себя еще «Перемещающиеся памятники: мемориалы антикоммунистического сопротивления», которые появляются в румынских городах, где были места принудительного содержания или очаги сопротивления коммунистическому режиму. На мой взгляд, именно этот проект выглядел бы гораздо уместнее на месте памятника, который был символом коммунистической эпохи.
По словам Богдана Раци, проект «Перемещающиеся памятники» должен инициировать дискуссию в обществе. Также художник говорит, что локацию в Киеве выбрали Киевская городская администрация, Шевченковская районная администрация и посольство Румынии, согласовав это с куратором проекта Космином Насуи. Согласно ответу на неофициальный запрос в Департамент культуры КГГА, арт-объект останется в Киеве «на период до 6 месяцев».
К сожалению, ни организаторами, ни куратором не было сформулировано четкого сообщения, почему именно эта работа Богдана Раци появилась перед постаментом бывшего памятника Ленину. Почему не на постаменте? Такое расположение объекта кажется абсолютно случайным и непродуманным.
Киевская городская администрация, очевидно, решила использовать локацию на бульваре Шевченко для временных художественных интервенций, опираясь на подход, предложенный проектом «Общественный договор» фонда ИЗОЛЯЦИЯ, в рамках которого состоялось четыре временных арт-интервенции на месте бывшего памятника Ленину. Во время одного из проектов Фонд провел опрос и большинство респондентов отдали предпочтение такому подходу и ответили, что пока не готовы видеть там постоянный памятник.
Установка временных инсталляций, откладывает принятие окончательного решения на неопределенный срок. С другой стороны, Киевская городская администрация, очевидно, пытается быть в тренде (журналисты не раз приводили в пример Четвертый постамент на Трафальгарской площади в Лондоне).
Но, глядя на документацию проекта «Средний путь», который уже успел побывать в Ливерпуле, Порто, Бая-Маре, становится понятно, что его киевская презентация не очень удачна. Выбранная локация нивелирует художественные достоинства работы, а полное отсутствие дискуссии (вспомним, что сам художник рассматривает свой проект именно как повод для дискуссии) практически сводит к нулю возможности разнообразного прочтения.
Поэтому установленная необдуманно и без всяческих объяснений «синяя рука» обречена на высмеивание и непринятие.